Не знаю, как вы, но я в детстве зачитывалась вредными советами Остера. Так вот, в Германии есть свои «вредные советы» — но немного в формате «театра ужасов».
В 1845 году франкфуртский психиатр Генрих Гофман написал для своего сына сборник из десяти назидательных стихотворений под названием „Struwwelpeter“ («Неряха Петер», в русском переводе «Стёпка-растрёпка).
«Под Рождество 1844 г. когда моему старшему сыну исполнилось три года, я отправился в город, чтобы купить ему в подарок большую книгу с картинками, подходящую для ребенка этого возраста. Но что я нашел? Книги с длинными скучными рассказами, дурацкими собраниями картинок, нравоучительные истории, заканчивающиеся моралью, как-то: «Хороший ребенок должен быть правдивым» или «Хорошие дети должны быть аккуратными» и тому подобное. Тогда я решил написать собственный сборник».
Книга уже при жизни автора выдержала сотню изданий и до сих пор считается одной из самых популярных в истории детской литературы.
На первый взгляд, там собраны стандартные нравоучительные истории, как ребенок должен себя вести: слушаться взрослых, стричь ногти, хорошо есть, быть аккуратным, не играть со спичками. Вот только форма подачи — не совсем стандартная.
Вместо того, чтобы читать нотации, мол «спички детям не концом» — сразу история про сгоревшую девочку:
"Горит рука, нога, коса
И на головке волоса,
Огонь - проворный молодец:
Горит вся Катя, наконец...
Сгорела бедная она,
Зола осталася одна,
Да башмачки еще стоят,
Печально на золу глядят".
Петруша очень любил сосать палец — и что?
"Вдруг отворилась дверь,
Портной влетел, как лютый зверь,
К Петруше подбежал и - чик! -
Ему отрезал пальцы вмиг".
Ганс никогда смотрел под ноги — свалился в реку.
Каспар отказываться от супа — и на пятый день помер.
Книгу потом много критиковали за жестокость и кровожадность — но все равно исправно переводили. Так, на английский её перевел сам Марк Твен, а на русском языке она переиздавалась больше 15 раз.
«Чудесное свойство "Штрувельпетера" заключается в совершенной его убедительности. Сколько вообще нарисовано на свете всяких фигур и сцен на забаву и поучение малышей, какие отличные художники отдавали иногда свои силы этой задаче — и однако ничто так не убеждает, ничто так не поражает воображение ребенка, как те наивные фигуры и нелепые сцены, из которых состоит "Штрувельпетер" доктора Гофмана», — писал художник Александр Бенуа.
Кстати, есть даже старый фильм (1955г.) — на немецком языке.