В наш топ самых качественных картин ушедшего года попала одна российская, а вот голливудские не вошли даже в первую тройку.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.
11. «Вышка» (Fall)
Малобюджетный американский фильм о двух экстремалках, решивших забраться на высоченную радиомачту, при всех своих недостатках создаёт такой «эффект присутствия», что аналогов в мировом кино найдётся не много. Подробнее об этом испытании для нервов мы писали тут.
10. «Нет» (Nope)
Режиссёр Джордан Пил снял свой третий хоррор (или скорее фантастический триллер), подтвердив, что успех его дебютного фильма «Прочь» (Get Out) был неслучайным. После совершенно невнятной картины «Мы» (Us) Пилу удалось создать нечто самобытное: причудливый спектакль о непонятной сущности, похищающей людей в калифорнийской прерии, и людях, решивших положить этому конец. Режиссёр смешал вроде бы знакомые жанры – вестерн, инопланетный хоррор и рефлексию художника о шоу-бизнесе – но сделал это так, что ничего узнаваемого в них не осталось. И в данном случае это большой плюс.
9. «Сверхъестественное. Знаки» (Something in the Dirt)
Креативный американский дуэт режиссёров Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, сделавших себе имя на оригинальных малобюджетных хоррорах, продолжил в том же духе и снял фильм о дуэте режиссёров-любителей, пытающихся зафиксировать на камеру некий сверхъестественный феномен, который они обнаружили в своём доме. Наполненная самоиронией картина тоже исследует своего рода сверхъестественный феномен – конспирологическое сознание. По мере погружения в своё занятие герои начинают видеть всё больше тайных знаков и скрытых связей, открывающих им нечто страшное и глобальное – правда, непонятно, что именно. Из диалогов сумасбродной парочки можно узнать об интересных конспирологических темах, вроде проекта «МК-Ультра» или «Ордена Лося». При этом, несмотря на комедийную составляющую, авторы не скатываются в откровенную пародию и сверхъестественное остаётся пугающе реальным, добавляя картине многогранности.
8. «Аватар: Путь воды» (Avatar: The Way of Water)
Долгожданное творение Джеймса Кэмерона не только более-менее достигло тех же высот, что и первая часть – оно ещё и смотрится как трогательное прощание мастера с его родной водной стихией, которой он посвятил немало фильмов и жизни вообще. Подробнее о самой ожидаемой картине в истории кинематографа мы писали тут.
7. «Достать ножи: Стеклянная луковица» (Glass Onion)
Сиквел филигранного детектива от одного из самых умных сценаристов современности Райана Джонсона, пожалуй, превосходит оригинал. Если первая часть представляла собой показательно жанровое произведение без каких-либо сторонних примесей, то продолжение разрастается вширь и вглубь: помимо собственно расследования убийства, здесь есть редкое для Голливуда изображение безумия времён «пандемии» – с героями в масках и на «самоизоляциях» – а также стёб над «гениальными миллиардерами» (нечто похожее воплотил Марк Райленс в «Не смотрите вверх») и финал исторических масштабов. Наглядный пример того, как надо снимать сиквелы – поаплодирует даже упомянутый выше мастер этого дела Джеймс Кэмерон.
6. «Последний клиент» (Klienten)
Очередное подтверждение того, насколько хорош датский кинематограф. Малоизвестный режиссёр и сценарист Андерс Рённов Кларлунд сумел создать триллер, закрученности сюжета которого позавидовал бы и Хичкок – да и мощь фрейдистского мотива тут не слабее, чем в «Психо». Один из лучших образцов жанра последних лет – и крайне актуальный вдобавок, учитывая повсеместное проникновение психологии в массы.
Завязка истории довольно проста: на приём к успешной психологине приходит стрёмного вида паренёк, который оказывается маньяком-убийцей. А вот дальше при помощи пары крутых поворотов сюжета всё превращается в настоящий адреналиновый аттракцион. И одновременно – в доступное пособие по психологии а-ля российский «Триггер», объясняющее главный постулат этой волшебной науки: все наши главные проблемы – родом из детства.
5. «Пиноккио Гильермо дель Торо» (Guillermo del Toro's Pinocchio)
Мексиканский волшебник Гильермо Дель Торо, очень часто свою магию не использующий, в этот раз вспомнил все самые сильные из известных ему заклинаний. В этой версии классической истории про ожившего деревянного мальчика есть не только прекрасная и оригинальная кукольная анимация, но и главные секреты успеха лучшего фильма режиссёра «Лабиринт фавна». Во-первых, время действия перенесено в эпоху Муссолини, и Дель Торо снова мешает сказку со страшной и в то же время притягательной реальностью запрещённого исторического периода, который большинство «творцов» трогать (по крайней мере, всерьёз) опасаются. Во-вторых, к реальности примешивается причудливый потусторонний мир, который не очень-то вяжется с привычным каноном «детского кино». Мексиканец Дель Торо – вероятно, под влиянием своей национальной культуры – не боится прямо говорить о смерти, и благодаря этому его «Пиноккио» приобретает черты большого искусства, а завершение и вовсе тянет на шедевр (потягаться с которым в ушедшем году может разве что Спилберг с финальным кадром своих «Фабельманов»).
4. «Три тысячи лет желаний» (Three Thousand Years of Longing)
Вышедшая в начале года сказка Джорджа Миллера, в которой сухая женщина-ученый (Тильда Суинтон) крутит роман с чернокожим джинном (Идрис Эльба), не утратила своего очарования до самого конца сурового 2022-го. Подробнее мы писали о фильме здесь.
3. «Не говори никому» (Gæsterne)
Великолепный датско-голландский фильм с хирургической точностью вскрывает самую болезненную тему современного Запада: утрату естественных защитных механизмов стремительно «прогрессирующим» в плане толерантности и политкорректности населением. Датская семейная пара знакомится с парой из Голландии во время отдыха в чудной итальянской провинции – это ли не символ успеха современной единой Европы, где все только и делают, что радуются жизни? Через какое-то время датчанам приходит письмо с приглашением посетить новых друзей у них дома. От Дании до Голландии на машине – всего ничего, и муж с женой и дочкой пускаются в путь. Хозяева встречают их радушно, но с самого начала демонстрируют странное и вроде бы неуважительное отношение в мелочах. Но это ведь неприлично – приехать в гости и предъявлять претензии, поэтому датчане решают «потерпеть». Однако почему-то ни к чему хорошему это не приводит.
Психологический механизм «терпильства» и то, как им пользуется противоположная сторона, показаны великолепно: от возникающих «неудобных ситуаций» любой относительно культурный зритель будет съёживаться перед экраном. В итоге под обёрткой триллера-хоррора мы получаем настоящее социально-культурное исследование и даже прогноз о будущем такого уютного Старого Света – прогноз жуткий и почему-то очень убедительный.
2. «Своя война. Шторм в пустыне»
Считайте это предвзятостью и вкусовщиной, но дебютный фильм режиссёра Алексея Чадова, в котором его герой из «Войны» Алексея Балабанова спустя много лет попадает в Сирию, чтобы снова вытащить из пекла хороших людей, снят действительно качественно и заслуживает высоких мест в любом рейтинге. Подробнее о лучшей российской ленте года мы писали здесь.
1. «Решение уйти» (Hyeeojil gyeolsim)
Вне всяких сомнений лучшая картина ушедшего года – настоящее пиршество от корейского мастера Пак Чхан Ука, вместившего в один фильм столько, сколько у многих режиссёров не получается и в десятки. Подробнее об этом неоднозначном шедевре мы писали здесь.