Найти в Дзене
Невино, Недомино

«Своя война. Шторм в пустыне». Балабанов 20 лет спустя

Алексей Чадов, начавший путь в кино главной ролью в фильме «Война», снял продолжение истории простого русского солдата Ивана Ермакова. Как изменился герой и мир вокруг него за два десятка лет? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации. В июне 2022 года известный актёр Алексей Чадов решил отметить 20-летие своей экранной карьеры своеобразным посвящением режиссёру, открывшему ему дорогу в кино — легендарному Алексею Балабанову. С этой целью артист впервые попробовал себя в роли сценариста и режиссёра, выпустив авторский фильм со сложным названием «Своя война. Шторм в пустыне». Картина при этом получилась довольно простой (в хорошем смысле). Хотя прямо об этом не говорится, перед нами продолжение истории Ивана Ермакова — главного героя классического фильма Балабанова «Война», в котором молодой Чадов и дебютировал на экране. Бывший зелёный солдатик времён Второй Чеченской возмужал и стал крутым «спецом» — правда, уже отошедшим от

Алексей Чадов, начавший путь в кино главной ролью в фильме «Война», снял продолжение истории простого русского солдата Ивана Ермакова. Как изменился герой и мир вокруг него за два десятка лет?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.

В июне 2022 года известный актёр Алексей Чадов решил отметить 20-летие своей экранной карьеры своеобразным посвящением режиссёру, открывшему ему дорогу в кино — легендарному Алексею Балабанову. С этой целью артист впервые попробовал себя в роли сценариста и режиссёра, выпустив авторский фильм со сложным названием «Своя война. Шторм в пустыне». Картина при этом получилась довольно простой (в хорошем смысле).

Хотя прямо об этом не говорится, перед нами продолжение истории Ивана Ермакова — главного героя классического фильма Балабанова «Война», в котором молодой Чадов и дебютировал на экране. Бывший зелёный солдатик времён Второй Чеченской возмужал и стал крутым «спецом» — правда, уже отошедшим от дел. Однако судьба решила устроить ему знатное «дежавю»: в Сирии в плен к боевикам попадает бывший командир Ивана Седой (Виталий Кищенко), за которого требуют выкуп. Собрав деньги со всего боевого братства, герой едет в самоубийственную поездку на Ближний Восток. Представляясь то журналистом, то сотрудником ОБСЕ из Латвии, русский Иван продвигается к своей цели по сирийскому аду.

Виталий Кищенко в фильме «Своя война. Шторм в пустыне»
Виталий Кищенко в фильме «Своя война. Шторм в пустыне»

В «Своей войне» дебютант Чадов показывает себя на удивление зрелым сценаристом и режиссёром. Картина построена одновременно как сиквел и как ремейк. Иван возмужал и действует в другое время, но сюжетная канва двадцатилетней давности повторяется в деталях: он снова спасает из плена раненого офицера, снова делит военные тяготы с чеченцем (на этот раз сыгранным Джалилом Асретовым), ему снова говорят, что он на всю голову поехавший, и даже локация финального боя явно представляет собой аллюзию на кавказскую башню из концовки «Войны». Причём все эти параллели проведены не топорно, а вполне тонко и искусно.

Натура и вовсе совершенно восхитительна: если верить «Википедии», снимали фильм в Сирии. Так это или нет, но ощущение погружения стопроцентное.

Даже в музыке Чадов явно стремится отдать дань уважения учителю: бодрый рок-проигрыш похож на сплиновское «Гни свою линию», добавляя картине «братовского» драйва.

Алексей Чадов и Невия Тафара в фильме «Своя война. Шторм в пустыне»
Алексей Чадов и Невия Тафара в фильме «Своя война. Шторм в пустыне»

В первую очередь «Своя война» — классное жанровое кино, что для России по-прежнему редкость. Это динамичный и увлекательный экшен, в котором нет ничего лишнего и который проносится на одном дыхании. При этом назвать фильм бездумным развлечением тоже нельзя: Иван рассказывает о своём военном опыте с точки зрения почти пацифиста, критикуя Ельцина за Чечню и даже кого-то неназванного за Сирию. Диалоги героя с чеченцем Закиром это и вовсе апофеоз современной российской «дружбы народов», но вовсе не в пошлом и показном ключе — они вполне живые и искренние, так что назвать их пропагандой язык не поворачивается. А если в этом чувствуется правда художественная, то, может быть, есть и правда жизненная. Тем более что нам показана не только солдатская дружба между «гражданами РФ», но и русского с американцем, что уже почти крамола.

Алексей Чадов в фильме «Своя война. Шторм в пустыне»
Алексей Чадов в фильме «Своя война. Шторм в пустыне»

При этом в сравнении с Балабановым свободы стало явно поменьше. Чеченцев бывший узник зиндана Иван Ермаков обзывает только в шутку, а сколько-нибудь содержательного образа врага режиссёр Чадов нам не показывает. Если в «Войне» мы могли послушать песни Тимура Муцураева и красочные монологи полевого командира Аслана Гугаева (Георгий Гургулия), то в «Своей войне» «игиловцам» слова никто не предоставляет. Но и в этом есть своеобразная художественная правда.

Фильм Чадова — замечательный слепок своей эпохи (как и картина Балабанова — своей). Их сравнение позволяет увидеть и понять очень многое, и не всегда это сравнение будет в пользу старой «Войны». Во всяком случае, депрессивного и безысходного тона, свойственного всем фильмам Балабанова, у Чадова нет — как нет его и в реальности последнего времени. И это явно не только пропаганда. Кажется, несмотря на весь происходящий вокруг «боевик», люди в России видят впереди победу. Пожалуй, это и есть главный, и колоссальный, сдвиг.

Теперь Чадову или ещё кому-то осталось снять через 20 лет третью часть, переплюнув этого их голливудского Линклейтера с его скромненькой трилогией о любви. Тогда и можно будет понять, свершилась ли победа, стали ли братьями русские и чеченцы, да и все остальные запутавшиеся народы на просторах бывшего СССР, и нужно ли им воевать с кем-то ещё.