Возможно, самый ожидаемый фильм в истории человечества добрался до экранов через 13 долгих лет после выхода его предшественника. В России картину можно посмотреть в отдельных кинотеатрах, осмелившихся крутить пиратскую копию, или в виде «экранки» в интернете. Мы решили пойти на муки и воспользовались вторым вариантом, чтобы рассказать вам, оправдал ли Джеймс Кэмерон надежды постаревших фанатов созданного им мира.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.
Действие второго «Аватара» происходит примерно через те же 13 лет, в течение которых зрители на Земле ждали выхода фильма. Джейк Салли (Сэм Уортингтон) и его жена Нейтири (Зои Салдана) после изгнания людей с Пандоры живут счастливой семейной жизнью в своём лесу, произведя на свет троих детей и удочерив девочку по имени Кири, родившуюся у неактивного аватара погибшей в первой части учёной Грейс Огустин (Сигурни Уивер). Кроме того, к семейке прибился человеческий детёныш по кличке Паук, которого земляне не смогли забрать с собой.
Лесная идиллия заканчивается, когда на орбите снова появляются корабли людей. При посадке земляне выжигают огромный участок растительности, на месте которого основывают новую базу. Выглядит она как гигантская стройка посреди пустыни (наверное, так когда-то выглядел Дубай).
Вместе с обычными людьми на Пандору прилетают так называемые «рекомбинанты» – аватары, которым имплантировали сознание погибших в бою морпехов. Их предводителем становится главный антагонист первой части, полковник Майлз Куоритч (Стивен Лэнг) – на этот раз такой же синий, как и его заклятый враг Джейк Салли. Команда аватаров-спецназовцев получает задание найти и устранить мятежника Салли. Опасаясь за свою семью, главный герой вместе с женой и детьми решает покинуть лесной клан Оматикайя, предводителем которого был все эти годы, и отправиться к морским племенам На’ви, чтобы укрыться от преследователей.
Сюжет второго «Аватара», как и всегда у Кэмерона, построен на максимально простых, эффективных и логичных решениях (из-за чего критики часто ругают картины маэстро за примитивизм, а зрители всего мира, наоборот, хорошо понимают их смыслы и валят на них толпами). Центральный конфликт нового фильма доступен каждому: это стремление уберечь семью от бед даже путём отказа от собственных амбиций. Джейк Салли в «Пути воды» – уже не тот безрассудный вояка, которого мы видели в первой части, а осторожный и заботливый отец, готовый даже скрываться за спинами других (до известного предела, конечно). Сложно сходу вспомнить фильм, где герой боевика трансформировался бы таким образом – а между тем это один из самых распространённых сюжетов в реальной жизни. Более того, Салли уже трудно назвать главным персонажем: на первый план выходит новое поколение, всей гурьбой вытесняющее старика с экрана.
Важным компонентом «Пути воды» является, понятно, вода. Кэмерон снова возвращается в свою любимую стихию, показывая морскую фауну Пандоры (которая, впрочем, не радует особым разнообразием) и на этой базе делая очередное «экологическое» высказывание: если в первом «Аватаре» оно касалось уничтожения тропических лесов, то здесь – китобойного промысла. Выясняется, что на Пандоре земляне снова занялись любимым делом и убивают местных высокоразвитых морских млекопитающих ради того, чтобы извлечь из них немного чудесной золотистой жидкости, останавливающей старение (этот ресурс заменил добываемый в первой части анобтаниум в качестве экономического мотива экспансии). При этом Кэмерон впадает в нездоровый раж и устами одного из персонажей заявляет, что пандорианские «киты» «духовно богаче» людей и у них даже есть своя философия и математика (!).
Вообще, выставление человечества скопищем примитивных дегенератов – одна из главных проблем как первого, так и второго фильма. В сиквеле это усугубляется ещё и тем, что значимых персонажей-людей практически не остаётся, так что земляне превращаются в некую анонимную разрушительную силу.
Перевод всех главных героев в «сине-зелёный формат» в принципе не идёт на пользу картине: несмотря на все достижения компьютерной графики, нарисованные зверьки уступают живым актёрам в мимике и выразительности (по крайней мере, на человеческий же взгляд). К этому сводится и проблема антагониста: став «аватаром», Куоритч растерял львиную долю своей харизмы, и тот факт, что его собираются сделать главным противником Салли во всех следующих фильмах, не внушает оптимизма.
В завершающей трети фильма Кэмерон переходит к тому, в чём ему нет (и, возможно, никогда не будет) равных – экшен-сценам. Длинная финальная баталия тоже происходит на воде и сочетает в себе противостояние На’ви и людей в духе первой части с морскими катаклизмами, отсылающими к «Бездне» и «Титанику». Реверанс Кэмерона своему же творчеству прошлых лет вообще достигает апогея: здесь есть даже летающие зубастые рыбы, как в первой полнометражной картине режиссёра «Пиранья 2: Нерест».
В этом смысле «Путь воды» похож на все громкие голливудские продолжения и «перезагрузки» последнего времени, вроде «Звёздных войн», «Чужих» и «Индианы Джонса». Однако второй «Аватар» – фильм совершенно другой весовой категории, нежели беспомощные потуги постаревших Стивена Спилберга и Ридли Скотта. Видно, что Кэмерон не перешёл в категорию режиссёров-пенсионеров и не собирается этого делать.
«Путь воды» соотносится с первым «Аватаром» примерно как «Затерянный мир: Парк Юрского периода» – с первой частью фильма про динозавров: если оригинал и лучше, то ненамного, и зрелище по-прежнему захватывает дух.
Правда, повторить свой фокус с сиквелами «Чужого» и «Терминатора», которые во многом расширяют и превосходят оригиналы, у Кэмерона тоже не получилось. Так что, может быть, Джим всё-таки постарел.
«Аватар: Путь воды» – отличная картина, и единственной её серьёзной проблемой может стать то, что она недостаточно хороша, чтобы оправдать накопившиеся за 13 лет ожидания.