Найти тему
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Эмоциональный удар главкома ВМФ Владимира Высоцкого, после инспекции флота на Севере

5 февраля 2021 года в Москве скончался бывший главком ВМФ России адмирал Высоцкий. Представитель столичного клуба военачальников уточнил: «Умер не от ковида. Он был дома». Адмиралу было 66 лет. Он командовал Военно-морским флотом с 2007 по 2012 год. В СМИ также сообщалось, что возможной причиной его отставки с должности главкома ВМФ был отказ переводить главный штаб из Москвы в Петербург.

Северодвинск. Адмирал главком ВМФ России Владимир Сергеевич Высоцкий. Фото Владимира Ларионова
Северодвинск. Адмирал главком ВМФ России Владимир Сергеевич Высоцкий. Фото Владимира Ларионова

Высоцкий родился в августе 1954 года в Львовской области. Он с отличием окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, а в 1976 году — Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. Офицером Высоцкий служил командиром противолодочной группы и минно-торпедной части большого противолодочного корабля, а с 1990 года после окончания Военно-морской академии его назначили командиром тяжелого авианесущего крейсера «Минск» Тихоокеанского флота. Впоследствии до 1997 года он занимал руководящие должности в 36-й дивизии ракетных кораблей.

В 1999 году Высоцкий окончил Военную академию Генштаба и возглавил штаб Северного флота. До 2007 года он также возглавлял штаб Балтфлота и командовал Северным флотом. В 2006 году Высоцкий получил звание адмирала, а ещё через год 2007 году президент Владимир Путин назначил его главнокомандующим Военно-морского флота России.

В бытность свою главкомом Владимир Сергеевич приезжал в Северодвинск и Архангельск в ходе ознакомления с состоянием боевой подготовки Северного флота и в частности – Беломорской военно-морской базы. Именно тогда я и увидел его, а также имел разговор с двумя офицерами, которые сопровождали Высоцкого в той поездке.

Минный тральщик МТ-434 на рейде Северной Двины в День ВМФ, 90-е
Минный тральщик МТ-434 на рейде Северной Двины в День ВМФ, 90-е

О минном тральщике Беломорской ВМБ МТ-434. Изначально это было промысловое судно Архангельского тралового флота, построенное прибалтийскими корабелами. Однажды во время учений военные моряки предложили ему поучаствовать в них. И, скорее всего, судно им приглянулось, потому что через какое-то время промысловика мобилизовали и направили служить под флагом Беломорской ВМБ.

А вот дальше «служба» у минного тральщика с бортовым № 844, что называется, не пошла. Корабль подолгу простаивал в базе и редко выходил в море, хотя имел для этого сформированный экипаж. Между тем, простаивающая материальная часть судна устаревала, изнашивался тот же корпус, палубы, трапы, выходили из строя и механизмы. Корабль погибал. Мне вспоминаются сразу несколько посещений МТ-434, на который мы порой заходили, как шефы корабля. И вот однажды по весне довелось увидеть в разных углах его командирского мостика сразу несколько… кювет, тазиков, вёдер, куда с подволока, с прохудившейся крыши надстройки, булькала, капала талая вода... Состояние корабля было плачевным.

Шефы пришли на корабли ОВРа (охраны водного района) Беоморской ВМБ
Шефы пришли на корабли ОВРа (охраны водного района) Беоморской ВМБ

А в Архангельске адмирал Высоцкий в ходе своей инспекционной поездки посетил судоремонтный завод «Красная кузница», у причалов которого долгое время ожидал ремонта упомянутый минный тральщик МТ-434, пришедший из Северодвинска. С ним, собственно, и связана история, которую перескажу со слов упомянутых выше офицеров, сопровождавших Высоцкого в поездке на Север.

В Архангельск адмирал Высоцкий приехал сразу после посещения Беломорской ВМБ: ему очень захотелось посмотреть на самый крупный по водоизмещению корабль, а таким МТ-434 на базе в самом деле являлся. Но на «Красной кузнице», как выяснилось, адмирала ждала ещё более удручающая картина с положением на минном тральщике, чем наблюдали мы, шефы.

По словам тех знакомых офицеров, дело было в кают-компании МТ-434, за столом у которого, опустился в кресло Владимир Сергеевич Высоцкий. Адмирал сидел, обхватив седую голову руками и чуть покачивался корпусом. Эта неожиданная во всех отношениях поза свидетельствовала об его отчаянии, о том, какой эмоциональный удар перенёс от всего увиденного.

Минный тральщик МТ-434 в ожидании затянувшегося ремонта у причала «Красной кузницы» в Архангельске
Минный тральщик МТ-434 в ожидании затянувшегося ремонта у причала «Красной кузницы» в Архангельске

В мае 2012-го неожиданно для многих президент Дмитрий Медведев освободил адмирала от должности главкома. В конце информация для размышлений: как подтвердило агентство «РИА Новости», причиной отставки Высоцкого был его отказ переводить главный штаб ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург. В Минобороне России в то же время возразили, мол, адмирал принципиально не выступал против переезда штаба в Петербург, но настаивал на грамотной подготовке к этому процессу.

В Клубе военачальников РФ в связи с этим подчеркнули: Высоцкий много сделал для флота и мог бы сделать еще больше, если бы продолжил службу, - отмечают его сослуживцы: «Владимир Сергеевич был прекрасным человеком, исключительно высокой компетентности, способный глубоко и правильно оценивать складывающуюся обстановку, принимать продуманные и обоснованные решения по строительству флота и его применению.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.