Найти тему
С.К.

Месть балерины.

Оглавление

«Женский каприз» или «задетое мужское самолюбие» - история конфликта между балериной Кшесинской и князем Волконским. Именно так пытались трактовать это противостояние, которое закончилось "победой" фаворитки царя. На самом деле - ни то, ни другое. История обросла множеством домыслов.

Конфликт случился между Матильдой Кшесинской - бывшей любовницей Николая II, затем - близкой подруги президента Русского театрального общества, Великого князя Сергея Михайловича, двоюродного брата императора и директором Императорских театров, в одном из которых Кшесинская служила – князем С.М. Волконским.

На мой взгляд, оба были правы.

Кто и в чем был «виноват».

Все дело в неумении договариваться и неуклюжести «третьей стороны», которая могла уладить конфликт к общей пользе, не нанося ущерба ничьей репутации, не задевая достоинства, но только «подлила масла в огонь».

Князь С.М. Волконский оставил воспоминания, в которых подробно описал, что случилось. Глава называлась – «Фижмы».

- Что это такое? – спросила дочь Марины Цветаевой, когда князь, посетив Цветаеву, предложил прочитать кое-что из книги перед тем, как представить ее широкой публике.

Фижмы – юбка женского платья в виде перевернутого бокала и жесткого каркаса для придания пышности.

Волконский описал все, как было, ничего не приукрашивая и не драматизируя, оставив возможность для самостоятельных выводов.

Платье Екатерины Великой

Матильда Кшесинская должна была танцевать в балете "Камарго". Леньяни. Кшесинская взглянула на костюм и нахмурилась:

-Я должна в этом танцевать?

- Костюм изготовлен по образцу платья Екатерины Великой. Дирекция Эрмитажа любезно позволила ознакомиться с образцом и сделать все в точности.

-Я вижу. Костюм великолепен. Но эти фижмы!

https://i.pinimg.com/originals/fb/3c/19/fb3c1936866369984c9c804d0f46c352.jpg Иллюстрация. Платье с фижмами, поднимающими юбку с обеих сторон для придания особой пышности
https://i.pinimg.com/originals/fb/3c/19/fb3c1936866369984c9c804d0f46c352.jpg Иллюстрация. Платье с фижмами, поднимающими юбку с обеих сторон для придания особой пышности
http://mtdata.ru/u9/photoE3E2/20329161437-0/original.jpg Неудобство костюмов с фижмами Кшесинская убеждалась не раз и твердо решила не поддаваться на давление и избавиться от громоздкой конструкции в пользу более удобного и не менее красивого балетного костюма
http://mtdata.ru/u9/photoE3E2/20329161437-0/original.jpg Неудобство костюмов с фижмами Кшесинская убеждалась не раз и твердо решила не поддаваться на давление и избавиться от громоздкой конструкции в пользу более удобного и не менее красивого балетного костюма
https://glebmusic.ru/wp-content/uploads/53-luchshih-foto-baleriny-matildy-kshesinskoj-v-molodosti-i-starosti22.jpg
https://glebmusic.ru/wp-content/uploads/53-luchshih-foto-baleriny-matildy-kshesinskoj-v-molodosti-i-starosti22.jpg
https://s.mediasole.ru/cache/content/data/images/2628/2628191/obr_foto_016-1.jpg
https://s.mediasole.ru/cache/content/data/images/2628/2628191/obr_foto_016-1.jpg

Кшесинская ничего не сказала про свои ноги, которые фижмы скроют безнадежно. Хотя было понятно и так – причина в этом. Но не только: фижмы не позволяли оценить пластику танцовщицы, чем Кшесинская особенно гордилась и нравилась публике, которая любовалась ее фигурой и грациозностью.

Видя, что никто не собирается идти ей на уступки, Кшесинская заявила, что отказывается в «этом» выступать.

Пригласили директора.

Князь Волконский попытался мягко воздействовать на приму-балерину.

- Вы прекрасно справитесь с этим костюмом. Фижмы не скроют от публики ваше обаяние и мастерство, а лишь подчеркнут его.

Матильда Кшесинская, слушая начальство, решила не спорить и сделала вид, что согласилась с доводами. А когда балет начался, вышла на сцену в том платье, но без фижм.

Выговор

Самовольство балерины директору не понравилось. Он считал, что таким образом проявлено неуважение к нему, нанесен ущерб авторитету руководителя. В глубине души он понимал, что балерина права – костюм неудобен. Но такие вопросы следовало решать постепенно, чтобы не возникло ощущения неуважения к традициям российской государственности. Любые нововведения в императорских театрах нуждались в согласованиях, как минимум с теми, кто определял политику в Русском театральном обществе и оказывал спонсорскую поддержку.

Чтобы не раздувать конфликт, князь решил ограничиться тем, что Кшесинской объявили выговор за нарушение дисциплины. Эта формальность никоим образом не мешала балерине и дальше выступать там, где пожелает – Кшесинская, как известно, сама выбирала, в каких балетах танцевать.

Жалоба

Но Кшесинскую решение ее «наказать» разозлило настолько, что она сочла необходимым пожаловаться Николаю II, своему «бывшему».

Николай II, который в свое время был сильно увлечен Кшесинской, частенько вспоминал, как им было хорошо, старался быть в курсе ее дел, воспринял обращение Кшесинской как повод проявить свое расположение и дать понять, что воспоминания живы в его сердце.

Директора Императорских театров пригласили во дворец на аудиенцию к царю.

«…царь принял его рассерженным. Он стоял вполоборота…, и, глядя не на него, а в окно, высказал ему свое недовольство. Царь предложил ему отменить свой выговор. Ослушаться Николая II князь не мог». (из книги Эм. Миндлина «Необыкновенные собеседники», «Советский писатель», Москва, 1968 год).

https://muzeemania.ru/wp-content/uploads/2019/02/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C.jpg
https://muzeemania.ru/wp-content/uploads/2019/02/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C.jpg

"Победа"

На следующий день решение директора Императорских театров было отменено.

Кшесинская ликовала. Она получила подтверждение, что все еще много значит для Императора и связываться с ней никому не следует – все равно будет так, как она захочет и ее слово будет последним.

Князь Волконский тоже решил, что с него довольно наглости этой мадам и, ничего никому не объясняя, написал прошение об отставке 7 июня 1901 года. Уговаривать его не стали…

Ответ

Прошло время. Князь в долгу не остался и написал воспоминания, в которых отдельную главу посвятил той истории в Мариинском театре. Одно дело, что говорила Кшесинская и совсем другое – письменное свидетельство непосредственного участника. Премьерное чтение воспоминаний состоялось в ВТО уже после революции.

Судьба снова свела Волконской с Матильдой Кшесинской в тридцатых годах в эмиграции. Чтобы заработать на жизнь, Кшесинская организовала свою балетную студию, в которой бывший «враг» выступал с лекциями и учил искусству движения и мимике.

Время сделало свое дело, примирив обоих с прошлым, в котором, несмотря на взаимные обиды и недопонимание, они были счастливы.

Спустя годы Волконский стал для нее авторитетом, в советах которого заслуженная балерина, легенда, находила для себя много полезного и новаторского.

https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi5-7q6s6CIbhqtgqy3EubGR-U-QMi1B_OLF7PbBCsqrTOjSyauhR6oLkIm2B2bQGhGQ80TN9ka-y29ctJDfBexgq9kem-rcelt4AI1JIGVNtyHsW5CNc3ru07fInIvnGfz8Gku2e7-OsE86ytpRfv64IdWXFf780TS0upa9PLrB6BAH0hBhl0bvUM/s1280/%E2%84%9618.jpg Кшесинская в 1960 году.
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi5-7q6s6CIbhqtgqy3EubGR-U-QMi1B_OLF7PbBCsqrTOjSyauhR6oLkIm2B2bQGhGQ80TN9ka-y29ctJDfBexgq9kem-rcelt4AI1JIGVNtyHsW5CNc3ru07fInIvnGfz8Gku2e7-OsE86ytpRfv64IdWXFf780TS0upa9PLrB6BAH0hBhl0bvUM/s1280/%E2%84%9618.jpg Кшесинская в 1960 году.