Как росли вложения в комплексный план и «Безопасные качественные дороги»? Какие нацпроекты оказались в приоритете в новых условиях? Почему рекордное освоение средств не всегда означает позитивную ситуацию в отраслях? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по итогам 2022 года был исполнен на 99,7%, что на 0,9 п. п. лучше, чем год назад. В него поступило 465,3 млрд руб., или на четверть больше, чем в 2021‑м. Главной причиной такого роста было то, что с января по конец декабря 2022‑го лимиты бюджетных обязательств для комплексного плана выросли в 1,5 раза из‑за вложений в строительство автодорог в рамках коридора Европа — Западный Китай и в развитие региональных аэропортов.
Максимального бюджетного исполнения в 100% достигли пять из семи федеральных проектов комплексного плана, а для «Развития региональных аэропортов» и «Развития Северного морского пути» оно составило 99,7% и 98,1% соответственно. Столь высокий уровень освоения средств не во всех случаях означал быстроту и эффективность расходов. Например, федеральные проекты «Развитие морских портов» и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» достигли 100%-ного результата за счет сокращения в четвертом квартале объема ожидаемых вложений на 37% и 26% соответственно.
Бюджетное исполнение нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) составило в 2022 году 99,9% (+0,1 п. п.), до него довели 490,4 млрд руб., что на 34,7% больше объема федеральных средств, полученных в 2021‑м. До 100%-ного бюджетного исполнения дошли два федеральных проекта из состава БКД: «Развитие федеральной магистральной сети» (поступило 301,3 млрд руб.) и «Автомобильные дороги Минобороны России» (0,85 млрд руб.). Еще у трех уровни бюджетного исполнения были выше 99%: «Дорожной сети» (99,9%, 173,9 млрд руб.), «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства» (99,7%, 8,9 млрд руб.) и «Развития общественного транспорта» (99,2%, 3,3 млрд руб.). Наименьший уровень бюджетного исполнения был у «Безопасности дорожного движения» (96,8%, 2,1 млрд руб.).
Государство в четвертом квартале повысило на 24%, до 490,7 млрд руб., уровень ожидаемых до конца года вложений в БКД. Увеличение коснулось трех федеральных проектов из шести. Таковыми стали относящиеся к инфраструктуре «Развитие федеральной магистральной сети» (на 29,6% относительно начала четвертого квартала, до 301,4 млрд руб.), «Дорожная сеть» (на 19,6%, до 174 млрд руб.) и «Развитие общественного транспорта» (на 6,7%, почти до 3,3 млрд руб.). Сокращению лимита бюджетных обязательств подвергся федеральный проект «Безопасность дорожного движения» (почти вдвое, до 2,2 млрд руб.), что косвенно могло быть связано со снижением показателей аварийности на дорогах во время пандемии.
Объем федеральных средств, доведенных в 2022 году до 15 национальных проектов, составил 3,31 трлн руб., а бюджетное исполнение достигло 99%. Объем федеральных вложений оказался почти на 29% больше, чем в 2021 году. Без учета нового «атомного проекта», который не фигурирует в официальной статистике Минфина (но информация о нем публикуется на едином портале бюджетной системы России), объем федеральных средств для 14 нацпроектов был равен в 2022 году 3,27 трлн руб., а бюджетное исполнение — 98,7%.
Максимальное 100%-ное бюджетное исполнение по итогам 2022 года зафиксировано у «Развития техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» (30,6 млрд руб.). Еще у четырех нацпроектов бюджетное исполнение в 2022 году достигло 99,9%: это «Безопасные качественные дороги» (доведено 490,4 млрд руб.), «Жилье и городская среда» (258,4 млрд руб.), «Наука и университеты» (120 млрд руб.) и «Культура» (48,3 млрд руб.). Минимальный уровень бюджетного исполнения в 2022‑м, согласно данным Минфина, оказался у нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (92,6%, 164,7 млрд руб.).
Увеличение плановых вложений в нацпроекты в четвертом квартале было незначительным: на 3,2%, но коснулось большинства из них, что свидетельствует о перераспределении средств на более приоритетные и эффективные направления к концу года. Наиболее заметно увеличили лимиты бюджетных обязательств в четвертом квартале для «Жилья и городской среды» (на 32%, до 258,6 млрд руб.), «Безопасных качественных дорог» (на 24%, до 490,7 млрд руб.), комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры (на 12,3%, до 466,6 млрд руб.) и «Образования» (на 5%, до 213,2 млрд руб.). В первом случае на рост повлияли расходы на сокращение площади непригодного жилья, а в последнем — увеличение лимитов средств на патриотическое воспитание.
Существенное сокращение планки ожидаемых вложений (свыше 5%) в четвертом квартале коснулось пяти нацпроектов, что в ряде случаев могло быть связано со снижением актуальности в новых условиях, а частично с переносом или неотлаженной системой освоения средств. Такими проектами были «Малое и среднее предпринимательство» (снижение на 5,1%, до 80,6 млрд руб.), «Туризм и индустрия гостеприимства» (на 6,5%, до 64,4 млрд руб.), «Демография» (на 7,1%, до 746,9 млрд руб.), «Цифровая экономика» (на 11,3%, до 177,8 млрд руб.) и «Международная кооперация и экспорт» (на 16,8%, до 128,1 млрд руб.). В последнем случае заметно уменьшили расходы на развитие промышленного экспорта, а у «Цифровой экономики» их «урезали» практически по всем направлениям.
Читайте полную версию обзора.
Там же на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, «Заемный капитал для компаний и проектов: итоги четвертого квартала 2022 года».