Формально премия называется Премией Эдгара. Как и другие премии она призвана поощрить, выделить и стимулировать. А также сориентировать читателей. Поскольку пристрастия читателей разные, то и номинаций много. И книг номинировано немало. Некоторые авторы печатались и у нас. Уделим внимание некоторым.
1. "Горничная" Нита Проуз
Несмотря на все завлекательные слова на обложке, читатели Лайвлиба дружно оценили кнгу как среднюю. Но в номинации "Лучший роман" книга есть. Вот ее аннотация:
Молли Грей никогда в жизни не видела своих родителей. Воспитанная любящей и мудрой бабушкой, она работает горничной в отеле и считает это своим призванием, ведь наводить чистоту и порядок — ее подлинная страсть! А вот отношения с людьми у нее не слишком ладятся, поскольку Молли с детства была не такой, как все. Коллеги считают ее более чем странной, и у них есть на то основания. Так что в свои двадцать пять Молли одинока и в свободное от работы время то смотрит детективные сериалы, то собирает головоломки... Однако вскоре ее собственная жизнь превращается в детектив, в котором ей отведена роль главной подозреваемой, — убит постоялец отеля, богатый и могущественный мистер Блэк. Теперь Молли предстоит решить исключительно важную головоломку или закончить свои дни в тюрьме...
2 "Кинжал Клеопатры" Карол Лоуренс
На русском языке выходила книга "Сумерки Эдинбурга", в которой Лоуренс показала себя мастером атмосферного романа с налетом жути. Новый роман сохранил все особенности стиля автора.
Теперь о новом романе. Нью-Йорк, 1880 год. Элизабет ван ден Брук — единственная женщина-репортер в Herald, самой популярной городской газете. Она и ее богемная подруга Карлотта Акерман находят тело женщины, завернутое как мумия, в свежевырытой яме в Центральном парке — предполагаемом месте обелиска под названием «Игла Клеопатры». Жуткое открытие уводит Элизабет со светских страниц, чтобы следить за расследованием самых мрачных теней Нью-Йорка. Когда обнаруживается больше тел, каждое из которых связано с египетскими преданиями, Элизабет начинает писать статьи о вещах более зловещих, чем она могла себе представить. Ее репортажи завораживают читателей, и каждая новая улика касается самых богатых и влиятельных граждан Нью-Йорка. Серийный убийца следит за каждым материалом. Теперь сумасшедший с непонятными мотивами преследует Элизабет и всех, кого она любит. Она хочет хорошую историю? Возможно, ей придется умереть, чтобы ее получить.
3. "Дом дьявола" Джон Дарниэль
Эта книга понравится тем, кого првлекает черный юмор и немного метафизики. Главным рассказчиком романа является Гейдж, писатель, который переехал в Милпитас, штат Калифорния, в качестве эксперимента: он планирует жить на месте нераскрытого двойного убийства, которое произошло на Хэллоуин 1986 года в заброшенном порномагазине, который был испещрен оккультными граффити. Опыт научил Гейджа писать о таких случаях: его первая книга об учителе, убившем двух учеников при самообороне, превратилась в довольно успешный фильм. Но прошлое начинает грызть Гейджа по мере того, как он все больше осознает, насколько жанр требует архетипов, обесценивающих человеческие потери: «Я блуждаю по ужасным местам и пытаюсь уговорить призраков со стен, а затем продаю изображения призраков за деньги». Таким образом, роман становится своего рода критикой формы, поскольку автор (и Гейдж) представляет жертв преступлений (и идеи жертвы) более тонкими способами. Это принимает несколько странных оборотов: существенные отрывки написаны на суррогатном среднеанглийском языке, являющемся частью сюжета, включающего легенды о короле Артуре. Автор отлично разбирается в неудобных деталях жестоких домов и в том, как страх вызывает желание сбежать как физически, так и творчески. И заключительные страницы ловко раскрывают тайну Милпитаса, избегая при этом требования грязных криминальных репортажей о козлах отпущения и простых мотивах.
4. "Заметки о казни" Даня Кукафка
Этот виртуозный триллер от литературного агента (вспоминается Осман) начинается в камере смертников в техасской тюрьме, где через 12 часов Ансел Пакер должен быть казнен с помощью смертельной инъекции. Однако Пакера, убившего множество женщин по всей стране, в том числе в Техасе и Нью-Йорке, это не беспокоит. Это удивительное отношение объясняется ранним открытием, что он подружился с одним из тюремных охранников и замышляет побег в последнюю минуту. Воспоминания, начиная с рождения Пакера от 17-летней матери в 1973 году, прослеживают его путь от детства до последних часов его жизни. Он вырос с жестоким отцом и начал убивать и калечить животных, когда ему было три года. Эти главыы чередуются с отрывками с точки зрения матери, которая подвергалась насилию, и следователя полиции штата Нью-Йорк, стремящегося добиться справедливости для жертв Пакера. Кукафка умело использует настоящее время от второго лица, чтобы усилить драматизм, и ближе к концу она сокрушительно ясно показывает потери, понесенные убийствами Пэкера. Поклонники романов Меган Эббот не будут разочарованы.
5. "Убийство на "Звезде сафари" Майя Леонард и Сэм Сэджман
Это детский детектив. Есть такая номинация. А читать детские детективы со времен Нэнси Дрю и Энид Блайтон интересно всем. В номинации книга 3 из (пока) шеститомных "Приключений на поездах".
После приключения на «Калифорнийской комете» художник и сыщик-любитель Хэл Бек с нетерпением ждет еще одного железнодорожного путешествия со своим дядей-журналистом Нэтом — на этот раз на историческом поезде "Звезда сафари" через Южную Африку. Затем и без того насыщенное событиями путешествие становится еще более насыщенным, когда один из их попутчиков умирает в вагоне! Несчастный случай . . . или убийство? С помощью нового друга Уинстона (и его мангуста Чипо) Хэл полон решимости выяснить, действительно ли имело место убийство, и если да, то кто из длинного списка подозреваемых является убийцей — и все это нужно успеть до того, как «Звезда Сафари» прибудет в конечную точку маршрута.