Найти в Дзене
Александр Асов и К°

Российское кино о древнерусском язычестве — путь в никуда, или уже есть проблески надежды?

Оглавление

Вернуться к сей теме меня побудил хороший отклик моих читателей на недавно вышедшую рецензию на фильм "Сердце Пармы"... Зададимся теперь вопросом: куда же идёт наше кино, и есть ли надежда на лучшее?

Разумеется, надежда умирает последней. Ибо всё-таки при всех, так скажем, "идеологических" и сценарных минусах этой картины (как и предшествующих) очевиден и рост качества картинки, порою хороша работа художников, работа со звуком (композиторов и музыкантов), постановка батальных сцен, да и игра актёров вызывает всё более положительные эмоции...

Но в чём глобальный и пока, думается, неодолимый провал как этой картины, так и предшествовавших ей на ту же тематику? Тех же как бы исторических "Скифа", "Легенды о Коловрате", "Викинга" и пр. или уже совсем фэнтезийных "Русичей" и "Волкодава", хотя последнего в меньшей степени?..

Тут проявляются не только проблемы идеологии (её в стране как бы до сих пор нет, ищут впотьмах...). Но здесь даже не это главное.

Главная беда, на мой взгляд, как раз в отсутствии опоры на подлинную (уже не языческую, а славяно-ведическую) традицию, — это в идеале. Но для начала хотя бы просто в опоре на старую русскую патриотическую историческую и археологическую школу...

Также беда в следовании ложной картинке, — той, что дают уже и школьные учебники наших смутных времён, либо уже сложившейся в кино (нашем и не нашем) представлении о русском, да и вообще северном, язычестве, как о сугубом варварстве...

Кадры из фильма "Скиф" (кстати, примечательного в остальном по визуалу и музыке — работе художника и этно-импровизатора Андрея Назарова, группа POTIR)
Кадры из фильма "Скиф" (кстати, примечательного в остальном по визуалу и музыке — работе художника и этно-импровизатора Андрея Назарова, группа POTIR)

Как его представляют? Язычники — это дикари, что-то типа папуасов. Нет ни письменности (в крайнем случае, какие-то зарубки), ни книг, сложных храмовых мистерий, да и самих храмов, — вместо них капища с идолами, измазанными человеческой кровью... Прошлое тонет в крови и мраке, невежестве... Ну, и т.п.

И с каждым фильмом таковая картинка в сознании людей укореняется всё более, а это уже беда... Многие теперь верят в такое прошлое, и уже даже подражают сему... Ибо дурное — заразительно.

Ну, хочется кровищи, варваров, — отправляёте всё это в мир мрачной фэнтези. Кто и что мешает? Зачем всё это привязывать к истории наших предков, причём и не столь давних, уже средневековых, имевших многолюдные города и развитую тысячелетнюю культуру, породившую и окрест целые цивилизации... Зачем их мазать кровью, представлять дикими?

Ну, это нужно совсем уж быть тёмным, малограмотным и ведомым, будто вчера родившимся... И, разумеется, такое всегда кому-то выгодно...

Ежели в старое советское время при постановке исторических фильмов брали в консультанты академиков, крупнейших и заслуженных специалистов по Древней Руси, того же академика А.В. Арциховского (консультант фильма "Александр Невский"), да и к Б.А. Рыбакову тоже обращались при производстве множества замечательных старых исторических картин...

Академик Артемий Владимирович Арциховский ( 1902-1978), изучавший берестяные грамоты и дощечки "Велесовой книги".
Академик Артемий Владимирович Арциховский ( 1902-1978), изучавший берестяные грамоты и дощечки "Велесовой книги".

То теперь-то к кому обратиться? К тем, кто на деньги зарубежных фондов чернит наше прошлое? Отрицает всё наше историческое наследие, рубит под корень великое древо культуры Древней Руси?

Или к нашим неоязычникам? А ведь они и сами зачастую малограмотны и ведомы, и блуждают в трёх соснах: то впадают в потешный "инглиизм", то в провокации укро-язычников, то — в лучшем случае — следуют каким-то авторским поэтическим конструкциям...

Во всех случаях их глаза замылены внешним антуражем, — пейзанским ряжением и нечёсаными бородами. И зачастую именно они и выскакивают на экраны и с удовольствием играют дикарей в приклеенных бородах из пакли...

Все вопросы в короткой статье не разрешить... Но вот хотя бы некоторые.

Вот возьмём вопрос: были ли у славян храмы?

Либо были только капища с грубо вырубленными идолами? Именно такая картинка и даётся в нашем кино..

Бог Святослава, который "любил человеческую кровь", согласно "Викингу". При том, что о таком любые летописи молчат. Но кому какое дело? Так круче!
Бог Святослава, который "любил человеческую кровь", согласно "Викингу". При том, что о таком любые летописи молчат. Но кому какое дело? Так круче!

Вот в "Викинге" показано киевское капище. Жуткие безволосые жрецы, видимо, потерявшие волосы, как и последний ум, после Чернобыля. Само капище — обычный неоязыческий вариант украшения заброшенной детской площадки, только песочниц не хватает...

Киевские жрецы, согласно "Викингу", — какие-то одичавшие кришнаиты под мухоморами.
Киевские жрецы, согласно "Викингу", — какие-то одичавшие кришнаиты под мухоморами.

То же и в "Сердце Пармы", только действо перенесено куда-то в ущелье с "палеолитической Венерой", т.е. Золотой бабой в дупле какого-то старого дерева, коей конечно приносят в жертву добрых христиан...

Вогульский вождь несёт человеческую требуху на прокорм Ламии у древа с Золотой бабой.
Вогульский вождь несёт человеческую требуху на прокорм Ламии у древа с Золотой бабой.

Да и в начале фильма прямо заявлено, что язычники-вогулы храмов не строят, потому как-де "для них весь мир — храм". Ну и т.п... Ошиблись, понимаешь, на пару-тройку тысяч лет!.. Подумаешь!

А вот и сама как бы палеолитическая Золотая баба в дупле... Фактурно, конечно, но к реальной истории-археологии уже XVI века (!) никакого отношения.
А вот и сама как бы палеолитическая Золотая баба в дупле... Фактурно, конечно, но к реальной истории-археологии уже XVI века (!) никакого отношения.

* * *

А теперь обратимся к источникам... В них никто из киношников, разумеется, и не заглядывает... Для этого читать нужно, ну а это трудно, да и они только визионеры, мыслят образами... Но ведь, например, пермское-то святилище в источниках описано подробно...

Описали его скандинавы-викинги, нередко совершавшие грабительские походы в Бьярмаланд (Пермь, Парму)...

Источники (саги, например) дают скорее такие картинки.
Источники (саги, например) дают скорее такие картинки.

Так в саге о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвсоне, ярл Стурлауг отправился в Бьярмаланд по велению королевы. И там он напал на храм некой великаноподобной жрицы: "Храм полон золота и драгоценных камней, которые жрица украла у разных конунгов, так как она за короткое время носится из одного края света в другой. Богатств, подобных тем, что там собраны, нигде нельзя найти, даже в Арабии". Несмотря на противодействие сей жрицы, Стурлауг разграбил храм. Он унёс волшебный рог и золотой сосуд с четырьмя драгоценными камнями, корону бога Ямала, украшенную 12-тью драгоценными камнями, яйцо с нанесёнными на нём золотыми буквами, множество золотых и серебряных чаш, а также гобелен "более ценный чем три корабля с товарами греческих купцов"...

Да и, между прочим, среди украшений храмов или жреческих костюмов сей земли должны красоваться и украшения в пермском зверином стиле... Этот стиль наряду со скифским звериным стилем — наиболее известен у нас. И эти подлинные шедевры и сокровища древнего искусства, украшают витрины многих наших музеев... Причём тут "палеолитические бабы"?

А что касается киевских древнерусских храмов, то кроме описания Храма Предвечного Света из "Ярилиной книги", можно привести для сравнения и описания богатейших западнославянских храмов, или ориентироваться на сохранившиеся их остатки в Крыму (Тавриде)...

Вот мои статьи на эту тему: 1) Ведические храмы славян. 2) Двоеверие храмов Ведической Руси. 3) Святыни Пермской земли. 4) Открытие Сурожской Руси. 5) Славянские символы на старых храмах Тавриды.

А теперь зададимся также вопросом о том, были ли у славян человеческие жертвоприношения?

Разумеется, нет. Это всё старые идеологические страшилки... Пара упоминаний о сём в западнославянских источниках, как и единичное свидетельство ПВЛ, принадлежат монахам, увлекающихся сжиганием ведьм на кострах, а им в сём вопросе нет никакого доверия... К тому же в ПВЛ жертвоприношение проводят как раз варяги, а не русские.

Дощечка "Велесовой книги"
Дощечка "Велесовой книги"

А вот что говорит о сём "Велесова книга".

"Слава богам нашим!  Имеем мы веру истинную, которая не требует жертв человеческих. Это же делается у варягов, кои именовали Перуна — Перкуном..."
"Так всякий, кто слушает греков скажет про нас, будто мы людоеды. Но это лживая речь, ибо не было такого во истину! Имеем мы другие обычаи.     Но тот, кто хочет победить другого, говорит о нем злое.  И тот глупец, кто не борется с этим, ибо так и другие говорить будут".

Тут, кстати, можно провести пример и современные т.н. "людоедские" племена. Известно, что посещавший их путешественник В. Сундаков, установил, что даже слухи о сём они распространяют для целей привести в соседей в ужас, на деле же этого нет (хотя, может, и было давным-давно).

Словом, киношники тут ведутся на "жесть", кою им нужно внести в фильм как острую приправу, дабы привлечь зрителя (между прочим, получается скорее наоборот!). Тем же грешат и наши документалисты, которые для остроты ощущений смешивают язычество и фашизм и т.п. Так-де круче! Но так закрепляется негатив в отношении не только нашей древней культуры, но и современных язычников, шаманистов, да и ведистов разных толков, коих у нас в стране миллионы...

И почему никто не видит в сём "оскорбление религиозных чувств". Это всё равно, что, войдя в какой-нибудь индуистский храм, прилюдно обвинять там прихожан в поклонении бесам, людоедстве и фашизме.... При том, что последователи последнего как раз в подавляющем большинстве своём были христианами, и далеко не только католиками и протестантами (судя и по современным их последователям на Украине)...

И наконец, об источниках традиции... О "Велесовой книге" и не только.

Этот вопрос много раз подымался на моём канале. И это очень больной вопрос для нашей истории и культуры.

Между тем, как сии источники — бездонный кладезь эпических сюжетов, тем, да и просто текстов, которые прямо можно экранизировать...

Люди, не погружённые в тему, — а деятели кино, как раз зачастую и являются таковыми, — полагаются на мнение наших либеральных СМИ, ЦРУ-шной Википедии и разного рода политиканов. Либо на мнение людей, выдающих себя за учёных (а также выдаваемых за оных теми же СМИ), кои на деле являются прислугой вполне определённых политических сил...

Не буду здесь углубляться далее в сей вопрос, сделаю только ссылки на статьи подлинных учёных, докторов исторических и филологических наук и пр., по сему вопросу, опубликованных на моём канале, а также в научном сборнике "Учёные о Велесовой книге", вышедшем в издательстве "Концептуал", а теперь с дополнениями переиздающийся...

Статьи учёных, и обзоры: 1) Отклики учёных; 2) Скурлатов; 3) Бегунов, 4) Липатов, 5) Арциховский, 6) Жуковская, а также статьи о ВК, Веде славян, Бояновом гимне, Булгарской летописи.

А вот пример эскиза концептуальной работы по "Велесовой книге"...

Подписывайтесь на Дзене, а также на резервные каналы:

В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео

Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:

* * *

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon

Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".