2023 год велосипедная команда «Астана» начала с громкого трансфера. Её состав пополнил один из лучших спринтеров современности британец Марк Кавендиш. Переход, прямо скажем, неожиданный и неоднозначный. Но так сложилось исторически, что в «Астане» обязательно должна быть иностранная звезда.
38-летний Кавендиш – личность в мировом велоспорте знаковая, если не сказать культовая. За 18 лет профессиональной карьеры он одержал большое количество побед и завоевал немало громких титулов.
Уроженец Дугласа (столицы Острова Мэн, что в Ирландском море) Марк начинал как гонщик BMX (заезды по пересечённой местности). Запредельная мотивация и невероятная заряженность на победу ещё в детские годы компенсировали относительную физическую слабость.
После школы Кавендиш даже пару лет отработал в банке, чтобы скопить денег на продолжение велосипедной карьеры.
Настырный парень обратил на себя внимание наставников Британской велосипедной олимпийской академии, куда он попал в 18 лет, и сразу же завоевал три золотые медали на Островных играх – соревнованиях с участием спортсменов Фарерских, Аландских, Бермудских, Фолклендских островов, Гренландии, Гибралтара, Родоса и т.д. Причём Кавендиш первенствовал в шоссейных дисциплинах. Не хуже у него получалось и на треке – на пороге своего 20-летия Марк стал чемпионом мира в мэдисоне.
Не буду подробно описывать последующие победы будущего новобранца Astana Qazaqstan Team – это займёт слишком много места. Отмечу лишь, что Кавендиш чередовал успешные выступления на шоссе и треке. Как шоссейник, он выиграл чемпионат мира-2011 в групповой гонке, повторил достижение легендарного бельгийца Эдди Меркса по числу побед на этапах «Тур де Франс» (34), брал классические однодневки. На треке же Кавендиш завоевал три титула чемпиона мира в мэдисоне и стал вице-чемпионом Олимпиады-2016 в омниуме.
За заслуги перед британским велоспортом он стал кавалером ордена Британской империи.
В мае Кавендишу исполнится 38 лет. Возраст для большого спорта критический. Но Марк держится. Когда стало казаться, что его карьера клонится к закату, он в прошлом году вдруг впервые выиграл престижную гонку Милан – Торино, а также взял один из этапов на «Джиро д’Италия» (спустя девять лет) и вернул себе титул чемпиона Великобритании в групповой гонке.
Одна из причин спортивного долголетия Кавендиша, на мой взгляд, заключается в отсутствии серьёзных травм на протяжении карьеры.
Плюс имя Марка никогда не фигурировало в допинговых скандалах. Последнее очень важно для «Астаны», чей имидж в 2022 году подпортила история о связях колумбийского гонщика Мигеля Анхеля Лопеса с находящимся под следствием доктором Маркосом Майнаром.
И пусть к самой команде вопросов вроде нет, она поспешила откреститься от своего лидера, разорвав с ним контракт, из-за чего гонщик собрался судиться с «Астаной». А тут ещё внезапная смерть 14 января бывшего гонщика казахстанской команды, 40-летнего Лиуве Вестры из Нидерландов, который несколько лет назад признался в том, что употреблял допинг.
Обращает на себя внимание и то, что, пожалуй, впервые «Астана» подписала топового спринтера. Ранее в казахстанском клубе, по сути, игнорировали эту специализацию, делая ставку на звёздных многодневщиков – Альберто Контадора, Винченцо Нибали, Фабио Ару. Однако нынешнее финансовое положение «Астаны», видимо, уже не привлекает гонщиков, способных бороться за победы в Гран-турах. Возвращение в 2022 году Нибали и Лопеса желаемого эффекта не принесло. Итальянец, пусть и проехал «Джиро» четвёртым, за места на подиуме генеральной классификации всерьёз не боролся, а в конце года и вовсе объявил о завершении карьеры (он, к слову, только на год старше Кавендиша). Чем завершилась история с колумбийцем, я писал выше.
Так зачем такому спортсмену переходить под казахстанские знамёна? Говорит Сергей Райлян.