14 января 1940 года в результате навигационной ошибки самолетами из группы дальних бомбардировщиков 14-й армии были сброшены бомбы на шведский остров Каллаксён. Спустя почти месяц история повторилась фактически один в один. 21 февраля 1940 года по возвращению с боевого задания экипажи ВВС 14-й армии отчитались об успешной бомбардировке города Рованиеми, однако уже на следующий день шведский посол в Москве Вильхельм Ассарссон (Per Vilhelm Gustaf Assarsson) заявил протест по поводу бомбардировки советскими самолетами шведской деревни Паяла (Pajala), расположенной на границе с Финляндией. В публицистической литературе и интернете довольно часто можно встретить версию, что оба этих случая – запланированная акция советского правительства, ставшая ответом на участие шведских добровольцев на стороне Финляндии. Обстоятельства, как оказалось, непреднамеренного удара по шведской территории, нанесенного 14 января, мы выяснили в прошлой публикации. Теперь же, опираясь на документы и исследования с обеих сторон, попробуем разобраться и со вторым случаем.
«Бомбы сверкали, как серебряные монеты…»
После полудня 21 февраля 1940 года в штаб действовавшей в Финляндии шведской добровольческой эскадрильи F19 поступило донесение, что группа из семи советских бомбардировщиков замечена севернее Рованиеми.
Занимавший в то время должность начальника штаба F19 Бьерн Бьюггрен (Björn Bjuggren) позже писал в своей книге «Шведские летчики на востоке»:
…Из донесений стало ясно, что отряд дезориентирован. Рованиеми был пройден на сравнительно большом расстоянии без бомбежек. Наш штаб с большим вниманием следил за отчетами службы наблюдения о маршруте бомбардировщиков.Два самолета на нашей тыловой базе уже находились на льду с работающими двигателями, готовые стартовать, как только будет отдан приказ. Однако сначала надо было понять, где находится противник.После виражей над озерной системой между Рованиеми и рекой Торнео, вражеские бомбардировщики взяли курс на север, а точнее на северо-запад. Командир эскадрильи (Хьюго Бекхаммар (Hugo Beckhammar) – прим. автора) сухо заметил: «они нападут на Паялу».
Слова Бекхаммара оказались пророческими: в 12:40 по местному времени с высоты 3000-4000 метров советские бомбардировщики сбросили на Паялу свой смертоносный груз. По шведским данным, было сброшено 48 фугасных и большое количество зажигательных бомб, которые, по словам одной из свидетельниц налета «в чистом воздухе сверкали, как серебряные монеты». Шведский дорожный журнал в №3 за 1940 год отмечал, что
рассеивание бомб было незначительное, так как все места попадания сосредоточены в четырех строго разграниченных группах, в соответствии с построением отряда бомбардировщиков во время налета.
Часть бомб упало рядом с церковью, у которой взрывной волной выбило все окна. Несколько бомб попали в кладбище, частично его разрушив. Лесопилка, расположенная рядом с церковью была полностью разрушена. Трактор, который приводил в движение пилораму, был подброшен в воздух и упал вверх колесами. Одна бомба пробила крышу спортзала старой школы, в которой находились на занятиях военнослужащие кавалеристского полка К4 из Умео. Бомба не взорвалась, и никто не пострадал. Зажигательные бомбы, упавшие в центр деревни вызвали пожары. Полностью сгорел жилой дом, баня и несколько хозяйственных построек. В деревне не было пожарной охраны, и жители тушили пожары, как могли. Помощь также оказывали люди из окрестных деревень. Кроме того, была выведена из строя проезжая часть и нарушена телефонная линия.