Появление пижемской росписи связано с освоением берегов реки Печоры и её притоков Пижмы, Цильмы и Нерицы сначала новгородцами в ХVI веке, а затем изгнанными из центральной России старообрядцами на рубеже ХVII-ХVIII веков.
Пока пижемские писари переписывали старые церковные книги, часто возникала необходимость их украшения заставками и буквицами. Постепенно роспись из книг перешла и на предметы быта. Каллиграфическое прошлое обьясняет высокую степень графичности этой росписи.
Как в переписывании книг, так и в Пижемской росписи главный рабочий инструмент - перо. Это заметно отличало ее от прочих росписей Севера, где работа пером зачастую ограничивается лишь созданием контуров рисунка. Впрочем, сегодня кисть тоже начала широко применяться.
Старые мастера писали за обеденным столом, самостоятельно готовили краски, замешивая природные красители на смоле лиственницы - «таючей серы»; в качестве разбавителя служил скипидар. Инструмент делали сами: самодельные кисти и заточенное как для переписи старинных рукописных книг гусиное или тетеревиное перо.
Пижемская палитра скромна, но контрастна. Используются красный, зелёный, желтый и чёрный (контур) цвета.
Круг декорируемых расписываемых изделий чрезвычайно широк: ложки, солонки, ковши, короба, бёрда и даже орудия охотничьего промысла (ложи ружей).
Всегда в изделиях можно было заметить особый авторский почерк. Проявлялся он не только в росписи, но даже в формах ложек, которые мастера резали сами. В каждой семье складывалась своя личная традиция.
Два главных сюжета - «ромб» и «древо». Стиль росписи имеет глубокие корни. Найденные при раскопках в Новгороде ложки ХIII века позволили учёным говорить о преемственности пижемскими мастерами новгородской традиции.
☘️☘️☘️
#лр_фио