Найти в Дзене
История термина НХП, или от кустаря до нхпаря
Хочется закрыть тему с датировкой появления термина «народные художественные промыслы». А то этот незначительный вопрос уже становится темой в лекциях про НХП. У нас нет государственных приказов, вводящих любые термины из этой отрасли. Появление каждого понятия – вопрос эволюции и адаптации под идеологические и экономические рамки современности.  🔹1850е гг. – появление термина «кустарный промысел» Вплоть до Октябрьской революции стабильно существует только этот термин. В литературе по кустарным промыслам встретить выделение отдельно промыслов декоративно-прикладного искусства, т...
1 месяц назад
Кумыкский гончар
🔸Гончар за работой  🔹Кумыки 📍 Дагестанская ACCP, Буйнакский р., с, Нижние Казанищи 💪🏻 Из собрания РЭМ #лр_быль @inshakovnik
1 месяц назад
(Ихъ) наши нравы
… Если в зимний вечер войти в такую избу, то глазам постороннего представится такая картина. Прямо против дверей, у лавки, ставят светец с воткнутою лучиною, иногда с двумя, тремя сразу. Около сидит драный седой дед и вяжет лапоть. Хозяин в углу починяет что-нибудь для дому, бабы прядут на лавках, ребятишки кричат и дерутся. Дым, копоть, грязь, отвратительный запах. Тут же около дверей находится или молодой теленок, или овца со своими ягнятами...
1 месяц назад
Икон много не бывает
У малорусов и молдаван какая-то особая любовь завешивать стены над столом рядами икон. Их будет не одна-две, а сразу пара дюжин больших икон. Из этих образов создают длинные ряды, расходящиеся по стенам от главной домовой иконы в красном углу.  Если хватит денег, то будет по три ряда икон...
2 месяца назад
Незавершенность и асимметричность в традиционной культ ре
Важным фактором в эстетике народного ДПИ является этническое восприятие симметричности и завершенности. В конечном итоге это влияет на итоговый вид изделия и глубину его проработки.  Можно с уверенностью сказать, что нет единых правил на общеэтническом уровне. Обязательность симметрии и завершенности варьируется в зависимости от вида деятельности и региональной специфики традиционной культуры. В русских росписях по дереву при частом следовании симметричной композиции встретится асимметричность в дополнительных деталях...
2 месяца назад
Домовая роспись Костромской земли
Дверь в голбец и лестница на печь в доме крестьянки О.И. Москвиной  Крыльцо в доме крестьянки О.И. Москвиной Шкафчик в доме крестьянина П.А. Смирнова Роспись на входной двери, косица и роспись на стене под шкафом дома крестьянина П...
3 месяца назад
Шкафчик и лавка с Костромы
🔸Залавок и лавка в доме крестьянки О.И. Москвиной 🔹Великорусы 📍Костромская  губ.,  Буйский у., Новопокровская вол., д. Старост но. зафиксировано в 1927 г. 💪🏻 из собрания Костромского ГИАХМЗ #лр_лента  ...
3 месяца назад
Книги о татарской народной культуре
В список добавлены 11 материалов по татарам.  На этом татарская тема почти исчерпана. Остается проверить несколько книг из собрания РГБ. Впредь найти можно только отдельные статьи и сборники Казанского филиала АН СССР, публиковавшиеся для своих...
3 месяца назад
Солонка-долбленка
🔸Солонка долбленная 🔹Карелы 📍Олонецкая губ., XIX в. #лр_лента @inshakovnik
5 месяцев назад
Подмосковная набойка
В этих вещах очень явственно наследование стилистике русской набойки XVII-XVIII вв. И дело не только и не столько в цвете, а в орнаментах. Подобные рисунки есть переосмысление русскими мастерами орнаментов венецианских и персидских тканей с учетом нашей локальной эстетики.  В Ивановском музее ситцев и ГИМ сохранились оригинальные старые ткани с аналогичными рисунками.  Орнамент русской народной набойки складывался под большим влиянием импортных тканей с Востока, в первую очередь из Ирана. Восточные...
5 месяцев назад
Белорусские скатерти
Если опустить вопрос орнаментов, то сами технические решения крепления отрезов, декора кромки у домотканных скатертей белорусов вполне можно распространить и на великорусские.  🔸Схемы композиционного...
5 месяцев назад