Найти в Дзене
Курган и курганцы

В Кургане прошла премьера инклюзивного спектакля

В котором сыграли взрослые с ограниченными возможностями здоровья

Сцена — зал художественного музея, декорации — из мягких разноцветных кубиков, вместо кулис — яркий разрисованный задник. Перед началом представления артисты в волнении повторяют реплики за ширмами. Сегодня здесь играют свой первый спектакль (0+) воспитанники с ментальными нарушениями, занимающиеся в Курганской областной благотворительной общественной организации «Художественный салон-студия».

Проект называется «Инклюзивная мастерская «Театральная загадка», руководитель — Надежда Рябова. Он реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Его уникальность в том, что всем участникам с ментальными нарушениями развития (а их больше тридцати человек) — больше восемнадцати лет: проекты такого рода для взрослых с инвалидностью реализуются гораздо реже, чем для детей. Правда, все организаторы своих воспитанников все равно зовут ребятами, потому что они совершенно по-детски простодушны, бесхитростны и готовы к познанию нового.

В «Художественном салоне-студии» работают с такими участниками пятый год подряд, рассказывает куратор проекта Наталья Бакалкина. Но раньше с ними занимались преимущественно живописью, декоративно-прикладным творчеством, гончарным делом, арт-терапией. А теперь впервые акцент сделали на сценическое мастерство и вокал.

«Проект направлен на социализацию и интеграцию ребят в общество, потому что наши воспитанники — достаточно изолированная группа, — поясняет Наталья Бакалкина. — Поэтому развитие коммуникативных качеств, способности жить в реальности очень важно. А театр помогает в этом потому, что в игре человек примеряет всевозможные роли, расширяет свой ролевой репертуар и тем самым социализируется».

-2

За четыре месяца плотных репетиций по два-три раза в неделю воспитанники мастерской подготовили спектакль из четырех маленьких отрывков из детских сказок: «Теремок», «Кошкин дом», «Муха-цокотуха» и «Три поросенка». Большинство актеров участвуют сразу в нескольких сценках, поэтому меняют костюмы и перевоплощаются очень быстро: из Лягушки, живущей в теремке, — в Ниф-Нифа; из Козы в «Кошкином доме» — в Бабочку, гостью Мухи-цокотухи. Костюмы, правда, преимущественно условные: в виде масок и легко снимаемых элементов типа крыльев и усиков. Зато у всех актеров одинаковые комбинезоны.

На премьеру пригласили учеников младших классов. Они не только поддерживали аплодисментами актеров, но и должны были угадывать сказку по отрывку — не зря проект назвали «Театральная загадка». А еще, сами, быть может, того не осознавая, маленькие зрители учились гуманному отношению к особенным в силу ограниченных возможностей здоровья людям.

Помогают зрителям понимать актеров (а многие из них говорят плохо или не говорят вовсе) педагоги — преподаватель по вокалу Елена Орловская и режиссер Светлана Карпова. Одна помогает артистам в исполнении песен, а вторая озвучивает слова автора.

«Наши воспитанники верят во все, что делают, — рассказывает Светлана Карпова. — Раньше я никогда не работала с такой категорией ребят. К каждому из них нужен индивидуальный подход. Поэтому сегодня, если кто-то из них стоял на сцене и просто двигал ручкой, это уже было победой для него над самим собой». Несмотря на ментальные особенности развития, этим ребятам действительно важно быть понятыми, делать самостоятельные шаги. Некоторые, например, сами выбирали роли, поэтому пауков в «Мухе-цокотухе» сразу несколько.

Преподаватель по вокалу Елена Орловская тоже работала с особенными воспитанниками впервые и поразилась их жажде творчества: «При небольших возможностях они вкладывают все, что могут. Они очень нацелены на успех и реализацию. Совершенно удивительно, как они порой без слов понимают друг друга. Если вы обратили внимание, многие из них не могут говорить. И меня совершенно поражает, как при этом некоторые из них пытаются петь».

Пожалуй, один из главных итогов проекта — это даже не сам спектакль, а реальные перемены, произошедшие с его участниками. «Мы видим, как занятия сценическим мастерством меняют их. Насколько ребята стали более коммуникабельными, раскрепощенными, как у них развился словарный запас. И потом, мы же не только учим роли, но и занимаемся артикуляцией. Многие ребята у нас не говорят или говорят плохо. А занятия вокалом — это постановка голоса и правильное дыхание. Когда человек правильно дышит, оздоравливается весь организм. В совокупности эти занятия снимают напряжение, улучшают эмоциональную сферу», — рассказывает Наталья Бакалкина.

Родные участников инклюзивной мастерской подтверждают: эмоций у особенных актеров — через край. «Эти занятия дают Насте радость жизни. У нее дома столько впечатлений, когда она отсюда приходит. Мы благодарны этому Фонду, который с нами занимается», — рассказывает Елена Соколова. А ее дочь Настя, играющая роль Мышки в «Теремке», выражает мысли по-своему: «Я очень люблю салон. Я люблю клеить, люблю театр, хочу научиться петь. Я летаю!»

Премьерный спектакль — это только начало для артистов с инвалидностью. К 1 июня они будут готовить новую постановку, состоящую уже из восьми отрывков из разных сказок. Расширенную версию покажут для разных зрителей девять раз, в том числе планируется выезд в округа области. Репетиции начались сразу после премьеры.