Найти в Дзене

«99 франков»: отвратительный и злой герой из общества потребления. О книге Фредерика Бегбедера, ставшей культовой

Роман «99 франков» Фредерика Бегбедера стал одной из первых культовых книг нового тысячелетия — он вышел в 2000 году (в России — в 2002-м) и сразу позиционировался как скандальный. Не прочитала его в свое время, и вот взялась, 20 лет спустя.

Успех книги — в передаче мироощущения молодого человека начала века, удачно попавшего в мир больших денег, крутящихся в рекламном бизнесе. Главный герой — 33-летний Октав, концептуалист-текстовик, сочиняющий рекламные слоганы.

О своей работе в агентстве, клиентах-заказчиках, начальниках и коллегах Октав рассказывает с такой ненавистью и сарказмом, что мы понимаем — вся его непыльная на первый взгляд работа и в целом мир рекламы прочно стоят у него поперек горла. И просятся наружу. Он этим пресытился, и его тошнит.

-2

Отвратительно, мерзко, цинично — но именно эти чувства и намерен вызвать в нас в отношении своего героя Бегбедер. Его разрушенная психика, отношения с женщинами, наркотические зависимости — все это безжалостно выносится наружу.

«Я не желаю скрывать правду: я нелицеприятный рассказчик. Более того, я представляю собой вполне мерзопакостную сволочь, способную загадить всё, до чего дотронусь».

Бегбедер сам постоянно играет с читателем и провоцирует: если в одной главе он пытается вызвать сочувствие к герою, который страдает от расставания с Софи, ждущей от него ребенка, которую оно сам же и прогнал, то в следующих главах автор обязательно расскажет, что Софи, не долго думая, тут же заводит роман с боссом, а Октав утешается с девицами пониженной социальной ответственности, воображаемыми и реальными.

Кадр из фильма "99 франков", в роли Октава - Жан Дюжарден.
Кадр из фильма "99 франков", в роли Октава - Жан Дюжарден.

Воображение — в нем Октав пребывает часто, иначе он бы не был креатором. Впрочем, на данном этапе его задача — отсеять годные предложения стажеров и выдать лучшие из них за свои. Экстравагантные выходки, богемные тусовки, легкие большие деньги — такова жизнь успешного креатора.

Книга хороша цитатами:

Гламур — это праздник, который всегда с другими.
Люди не знают, чего хотят, до тех пор, пока им это не предложат.
Смерть – единственная встреча, не записанная в вашем органайзере.
Человек — такой же товар, как и все остальное, и у каждого из нас свой срок годности.
Я — тот самый тип, что продаёт вам разное де..мо. Тот, что заставляет вас мечтать о вещах, которых у вас никогда не будет. О вечно лазурных небесах, о неизменно соблазнительных красотках, об идеальном счастье, подкрашенном в PhotoShop'e...
Я приобщаю вас к наркотику под названием «новинка», а вся прелесть новинок состоит в том, что они очень недолго остаются таковыми.
-4

«99 франков» сильно перекликается с «Generation П» Виктора Пелевина, вышедшей примерно в то же время. Только у Пелевина больший акцент на наш дикий рынок 90-х, а у Бегбедера — на обличение и разоблачение рекламной кухни и то, как она ломает талантливого копирайтера, приводит к выгоранию. Все попытки восстановиться связаны либо с зависимостями, либо с криминалом. Чтобы рождать яркие образы, нужны яркие ощущения. Бегбедер приводит своего героя к полному краху, а нас — к мысли, что мы прибыли в новый дивный мир, которым правит реклама.

Название книги — тоже стеб, «99 франков» — это цена, по которой она изначально продавалась.

Не могу сказать, понравилась книга или нет — читать ее было неприятно. Зато можно поставить галочку, что «99 франков» есть в списке прочитанного.

А вы читали, что скажете?

Также приглашаю познакомиться с обзорами других книг:

Не забудьте поставить 👍, помогите развитию канала!