Найти в Дзене

О «Театре» Сомерсета Моэма

«Театр» Сомерсета Моэма я решила прочитать очень давно, когда посмотрела замечательный фильм с Вией Артмане и совсем молодым Иваром Калныньшем. Но книга как-то проходила мимо меня. Как обычно, все решил случай — у нас в редакции работает удивительный книгоман Никита, который часто одаривает коллег книгами из своей библиотеки. И однажды под Новый год Никита, как Дед Мороз, пришел с большим пакетом и разложил всем на столы по книге издательства АСТ серии «Эксклюзивная классика». Не помню, кому что досталось, а на моем столе лежал «Театр» Сомерсета Моэма. «Ура-ура-ура! — сказала я. — Мечты сбываются!» Мы посмеялись, а Никита посожалел, что он не Газпром и не может сбыть другие мечты. Книгу я сразу же прочитала. А недавно, увидев у кого-то из книжных блогеров Дзена ремарку, что произведения Сомерсета Моэма читаются не очень легко, решила проверить, так ли это. Взяла с полки «Театр», раскрыла… и решила читать еще раз. Мне очень нравится ироничный стиль Моэма, когда читаешь и чувствуешь, чт

«Театр» Сомерсета Моэма я решила прочитать очень давно, когда посмотрела замечательный фильм с Вией Артмане и совсем молодым Иваром Калныньшем. Но книга как-то проходила мимо меня.

Подарок от нашего "Деда Мороза".
Подарок от нашего "Деда Мороза".

Как обычно, все решил случай — у нас в редакции работает удивительный книгоман Никита, который часто одаривает коллег книгами из своей библиотеки.

И однажды под Новый год Никита, как Дед Мороз, пришел с большим пакетом и разложил всем на столы по книге издательства АСТ серии «Эксклюзивная классика». Не помню, кому что досталось, а на моем столе лежал «Театр» Сомерсета Моэма.

«Ура-ура-ура! — сказала я. — Мечты сбываются!» Мы посмеялись, а Никита посожалел, что он не Газпром и не может сбыть другие мечты.

Книгу я сразу же прочитала. А недавно, увидев у кого-то из книжных блогеров Дзена ремарку, что произведения Сомерсета Моэма читаются не очень легко, решила проверить, так ли это. Взяла с полки «Театр», раскрыла… и решила читать еще раз.

Мне очень нравится ироничный стиль Моэма, когда читаешь и чувствуешь, что автор внешне совершенно серьезен, но как бы посмеивается про себя, пряча эту усмешку. Тут бы хорошо подошла манера Михаила Державина — ему очень удавались такие персонажи, с внешней серьезностью, но с искоркой в глазах и едва заметной усмешкой, лишь намечающейся в уголках губ. Читала, представляла Державина и кайфовала от стиля.

О чем. Роман рассказывает историю успешной и талантливой актрисы Джулии Ламберт. Повествование начинается с интрижки, которую Джулия заводит с молодым бухгалтером Томом. Джулия сама не понимает, что происходит: она хочет доказать себе, что по-прежнему молода и привлекательна, несмотря на возраст? Или она на самом деле страстно влюбляется в этого симпатичного мальчишку — «бедного ягненочка», как она его называет?

-2

И постепенно, по мере чтения, мы узнаем, что самое важное для Джулии — не то, что происходит в ее реальной жизни, а то, что она делает на сцене. Как она играет роли, как доносит до зрителя смысл пьесы, как она погружает зрителей в жизнь своих героинь, заставляет их сопереживать, негодовать, плакать или смеяться. И — снова и снова приходить в театр, чтобы еще раз пережить эти счастливые моменты.

Любое переживание для Джулии, включая отношения с Томом — это лишь «сырье» для ее последующих ролей, она напитывается эмоциями, проживая их в жизни, чтобы потом в нужный момент «доставать» их из своего багажа и выдавать их зрителям, использовать в создании сценических образов.

Бессмысленно рассуждать — насколько моральна или аморальна Джулия. Такова ее актерская природа, и счастье, что ее муж Майкл это прекрасно понимает, он сам из этой среды.

Единственный, кто разгадал загадку Джулии — ее повзрослевший сын Роджер. В споре с матерью он признался, что боится однажды открыть дверь в ее комнату, куда она только что зашла, и никого там не обнаружить. Потому что Джулия и дома всегда кого-то играет — заботливую мать, радушную хозяйку, ироничную интеллектуалку… И никто не знает, какая она на самом деле. Может, ее не существует? Ведь настоящая она только на сцене.

Роман написан в 1937 году. Сомерсет Моэм и сам был близок к театральной среде, он автор более чем 20 пьес, был женат на актрисе. Конечно, он прекрасно знал закулисье с его репетициями и премьерами, интригами с страстями, и сумел создать собирательный образ человека театра, живущего искусством.

А дальше вслед за героиней Татьяны Дорониной из фильма «Старшая сестра» хочется спросить: «Любите ли вы театр, как люблю его я?»

О моих театральных впечатлениях можно почитать здесь:

Достоевский на сцене: сага о манипуляторе и его жертвах
Кино и книги круглый год19 ноября 2022
Вечный «Лес». О спектакле по Островскому в томском театре «Скоморох»
Кино и книги круглый год30 ноября 2022

Не забудьте поставить 👍, помогите развитию канала!