Найти тему
ABW

Когда поиск неисправности превращается в маленький триллер

Оглавление

Мало того что конструкция автомобиля сложна, а в ней все взаимосвязано, так надо еще учитывать вопросы времени и естественного износа плюс пресловутый человеческий фактор. В итоге поиск причин той или иной проблемы может принести неожиданный результат.

Мы собрали несколько историй, которые в свое время довелось услышать от представителей сервиса. Их объединяет то, что они почти детективные: банальная вроде проблема требует чуть большей настойчивости и въедливости для поиска причин, а развязка порой оказывается довольно неожиданной.

Просто добавь воды

Из недавнего. Приезжает к нам машина, владелец жалуется на то, что с морозами мотор (бензиновый) перестал тянуть как надо, иногда плохо заводится или вообще не заводится. Загоняем в бокс, читаем ошибки – все хорошо. Выезжаем, делаем тестовую поездку – все работает. Оставляем на улице, через пару часов заводим – без проблем. Оставляем до вечера, снова проверяем – все работает. А утром мотор не заводится.

Заталкиваем машину в бокс, начинаем разбираться… Вода в топливной системе, весь фильтр изнутри ржавый. И в мороз образуются ледяные пробки, подача топлива прекращается или она минимальная – отсюда проблемы с запуском и тягой.
Из недавнего. Приезжает к нам машина, владелец жалуется на то, что с морозами мотор (бензиновый) перестал тянуть как надо, иногда плохо заводится или вообще не заводится. Загоняем в бокс, читаем ошибки – все хорошо. Выезжаем, делаем тестовую поездку – все работает. Оставляем на улице, через пару часов заводим – без проблем. Оставляем до вечера, снова проверяем – все работает. А утром мотор не заводится. Заталкиваем машину в бокс, начинаем разбираться… Вода в топливной системе, весь фильтр изнутри ржавый. И в мороз образуются ледяные пробки, подача топлива прекращается или она минимальная – отсюда проблемы с запуском и тягой.

А как вода попала в топливную систему? О, это отдельная история! Начали внимательно осматривать бак, магистрали и обнаружили, что заправочная горловина чуть ниже лючка сгнила, и вот через это сквозное отверстие воду и грязь внутрь и забрасывало. Сколько это длилось, неизвестно. Но пока было тепло, машина ездила, а как ударили морозы, проблема себя проявила.

Обмана никто не заметил

Приезжает бензиновая Audi с расходом под 20 литров. Почему двигатель нещадно переливает, так сразу и не скажешь: "чеки" не горят. Начинаем читать параметры – по кислородному датчику и лямбда-зонду тоже все в норме. "То же самое сказали и на двух других сервисах", – вздыхает владелец автомобиля. Он даже задумался о продаже, раз никто не может найти неисправность.
Приезжает бензиновая Audi с расходом под 20 литров. Почему двигатель нещадно переливает, так сразу и не скажешь: "чеки" не горят. Начинаем читать параметры – по кислородному датчику и лямбда-зонду тоже все в норме. "То же самое сказали и на двух других сервисах", – вздыхает владелец автомобиля. Он даже задумался о продаже, раз никто не может найти неисправность.
Начинаем копать глубже и перепроверять параметры. Обычно, если расход топлива значительно увеличивается, виновником оказывается датчик массового расхода воздуха или лямбда-зонд. Поэтому начинаем перепроверять их. Вроде и тот и другой исправны. Но подключаем осциллограф – и наблюдаем, что кислородный датчик действительно меняет свои показания, но подозрительно медленно, он "заторможен". Выкручиваем его – он обильно покрыт нагаром. Разбираемся дальше – и обнаруживаем трещину в выпускном коллекторе перед лямбда-зондом.

Судя по всему, события развивались по такому сценарию. Из-за трещины часть выхлопных газов не доходила до кислородного датчика, и он выдавал сигнал, соответствующий обедненной смеси. На основании этих показаний ЭБУ давал команду на ее обогащение в пределах тех ограничений, что имеет топливная карта. Естественно, двигатель начал работать на сильно обогащенной смеси, несгоревшего топлива в выхлопе стало больше, им-то и "закоптило" лямбда-зонд, который стал постепенно "умирать", – отсюда и его замедленная реакция.
Начинаем копать глубже и перепроверять параметры. Обычно, если расход топлива значительно увеличивается, виновником оказывается датчик массового расхода воздуха или лямбда-зонд. Поэтому начинаем перепроверять их. Вроде и тот и другой исправны. Но подключаем осциллограф – и наблюдаем, что кислородный датчик действительно меняет свои показания, но подозрительно медленно, он "заторможен". Выкручиваем его – он обильно покрыт нагаром. Разбираемся дальше – и обнаруживаем трещину в выпускном коллекторе перед лямбда-зондом. Судя по всему, события развивались по такому сценарию. Из-за трещины часть выхлопных газов не доходила до кислородного датчика, и он выдавал сигнал, соответствующий обедненной смеси. На основании этих показаний ЭБУ давал команду на ее обогащение в пределах тех ограничений, что имеет топливная карта. Естественно, двигатель начал работать на сильно обогащенной смеси, несгоревшего топлива в выхлопе стало больше, им-то и "закоптило" лямбда-зонд, который стал постепенно "умирать", – отсюда и его замедленная реакция.

Изюминка всей этой ситуации в том, что все происходило плавно, поэтому незаметно для системы: некорректные показания кислородного датчика были в пределах нормы, поэтому ЭБУ воспринимал их как достоверные, делал коррекцию по топливу и не писал ошибку. Это как раз яркий пример того, что элементарное чтение ошибок далеко не всегда укажет на проблему. Более того, даже показания в пределах нормы иногда могут быть недостоверными, поэтому мало убедиться в том, что показатели "хорошие", – надо анализировать их, а иногда еще и в "железе" покопаться. Ведь окончательно паззл сложился, когда мы выкрутили кислородный датчик и осмотрели систему выпуска.

Жестко!

Столкнулись с тем, что Ford Focus II после очередного техобслуживания перестал "ехать". Не тянет двигатель как надо, и все тут. А что делали с машиной до этого? Поменяли опору двигателя, причем поставили от RS-версии. Вот в этом и оказалась причина. Эта опора жестче, чем на обычной версии, в итоге вибрации гасятся не так эффективно – начинает срабатывать датчик детонации. Ну и ЭБУ, получая эти сигналы, "откатывает" угол опережения зажигания – вот двигатель и "скисает".

Что было до этого?

А вот еще одна история, которая учит вспоминать, что предшествовало началу проблем. Атмосферная Subaru с газобаллонным оборудованием. В какой-то момент двигатель стал работать с провалами при разгонах, иногда не очень ровно на холостом ходу. Загвоздка в том, что глюк фантомный: то все хорошо, то начинаются провалы, причем иногда именно в поворотах (вроде в правую сторону, если верить владельцу).

Чтение ЭБУ сканером ничего не дало. Было подозрение на подсос воздуха, но ничего подозрительного не увидели. На всякий случай проверили свечи, провода и катушки зажигания, почистили дроссельную заслонку. В итоге сказали владельцу ездить и наблюдать, при новых симптомах или постоянном проявлении проблемы снова приезжать.
Чтение ЭБУ сканером ничего не дало. Было подозрение на подсос воздуха, но ничего подозрительного не увидели. На всякий случай проверили свечи, провода и катушки зажигания, почистили дроссельную заслонку. В итоге сказали владельцу ездить и наблюдать, при новых симптомах или постоянном проявлении проблемы снова приезжать.

Он перезвонил дней через десять и похвастался, что сам обнаружил и решил проблему. В какой-то момент из-под капота раздалось громкое шипение – и он увидел, что соскочил патрубок между корпусом воздушного фильтра и ресивером. Судя по всему, до этого он отошел, но в статике и движении не давал утечек воздуха. Только иногда в поворотах отходил больше – и тогда начинались эти самые провалы.

Почему мы не увидели, что патрубок отошел, во время проверки на утечки воздуха – хороший вопрос, но он остался без ответа. А вот почему это вообще произошло, мы знаем. Информация о том, что машина была с ГБО, озвучена вовсе не случайно. Один из шлангов системы проходил над патрубком. Во время ТО, когда меняли воздушный фильтр, поднимали крышку его корпуса. Видимо, именно тогда патрубок уперся в газовый шланг и сдвинулся.

Если честно, это был наш “косяк”, начиная с возникновения проблемы и заканчивая диагностикой. Мастер во время ТО не заметил, что патрубок уперся в шланг, не увидел, что он отошел. Уже во время диагностики, понимая, что причиной проблемы может быть именно подсос воздуха в системе впуска, мы его не обнаружили, а еще не заметили, что патрубок надет неплотно. Хорошо, что владелец машины – наш старый клиент, довольно лояльный и адекватный, так что проблем с ним не было. Мы свою оплошность компенсировали при его следующем обращении, а для себя оргвыводы сделали.