Найти в Дзене
Записки маркетолога

Пирамида Минто - метод эффективной коммуникации

Пирамида Минто — это техника, которая помогает доносить информацию до аудитории так, чтобы текст приносил необходимый результат.

Свое название пирамида получила благодаря американской бизнес-леди Барбаре Минто. Много лет она работала в консалтинговой компании и наблюдала за совершением сделок. Барбара решила провести исследование, в результате которого сделала вывод, что многие сделки проваливаются не из-за некомпетентности сотрудников, а из-за неправильной подачи информации. Поэтому она решила разработать такой метод создания текстов, который позволит доносить информацию максимально эффективно.

Барбара Минто описала свою теорию в виде пирамиды, потому что человеческий мозг лучше воспринимает текст по иерархическому принципу, где наверху находится главная идея, а в основании — уточняющие мысли. При этом каждый уровень и каждая идея текста связаны между собой логически.

Как написать текст с помощью пирамиды Барбары Минто
Пирамида условно состоит из 3-х уровней. Для удобства написания текста на каждом уровне необходимо ответить на несколько вспомогательных вопросов.

1 уровень — введение
На начальном уровне вам необходимо ввести читателя в курс дела и обозначить основную мысль, о которой вы хотите поговорить с аудиторией.

Построить вводную часть можно с помощью ответов на вопросы:

О чем вы хотите рассказать? (Предмет).
Какую актуальную проблему вы поднимаете? (Проблема и закономерный вопрос).
Как решить эту проблему? (Ответ — это и есть главная идея текста).
Например:

Школа скорочтения открывает набор в летние группы для детей от 5 до 12 лет. (Заголовок и предмет).

По статистике, меньше 20% детей читают что-либо, помимо постов в соцсетях. Их практически невозможно усадить за книгу. (Проблема)

Почему так происходит? (Вопрос) Никому не нравится делать то, что не получается. А детям — особенно. Чтение кажется им скучным занятием. А родители думают, что ребенку просто лень.

Если вы хотите, чтобы ребенок умел быстро, с пониманием и удовольствием читать текст любого жанра, помогите ему освоить навык быстрого чтения. (Ответ на вопрос).

2 уровень — основное утверждение
Здесь происходит обоснование проблемы и ее решение.

Что конкретно можно сделать для решения проблемы?
Чем ваше решение отличается от других возможных?
Продолжаем пример:

Школа скорочтения “Читайкин” разработала специальные летние курсы, на которых ребенок будет не только учиться читать, но и развивать интеллект в целом. Наш курс организован по принципу детского лагеря. Для получения навыков детям не придется часами сидеть за партой и выполнять скучные упражнения. Мы совместили учебный материал с играми и интересными заданиями.

3 уровень — второстепенные утверждения
Когда вы дали читателям основное утверждение, необходимо его обосновать и аргументировать. Аргументов может быть несколько, но все они должны быть тесно связаны друг с другом логически.

Какие еще вопросы возникают после ответа на предыдущий? (Эти вопросы не обязательно отражать в тексте, достаточно задать их себе).
Как детально ответить на эти вопросы?
Какие аргументы привести?
Приведем примеры ответов на 2 вопроса: как игровая программа поможет в обучении? Сколько длится курс?

Интересная подача материала, не имеющая ничего общего со школьной, формирует у ребенка установку “учеба — это удовольствие”, которая будет работать и после окончания курса.

Курс длится 1 месяц, расписание составляется индивидуально для каждой группы.

Чем конкретнее и убедительнее ваши аргументы, тем быстрее вы добьетесь нужного результата.

Если у вас несколько групп аргументов, переходите от одной идеи к другой последовательно. Барбара Минто предлагает в начале нового раздела текста делать небольшой вывод из предыдущего.

Если какой-то из пунктов текста получился слишком объемным и сложным, то в конце стоит еще раз акцентировать внимание на основных мыслях.

И по окончании всего текста тоже не забывайте делать выводы.

Построение текста можно начинать как с верхушки пирамиды, так и с ее основания. Все зависит от сложности написания текста и информации, которой вы владеете.

Например, у вас может быть подготовлена основная информация, а заголовок для текста еще не придуман. Тогда вы можете начитать создание текста снизу.

Для этого достаточно:

- расписать всю информацию в порядке повествования;
- сгруппировать ее в более общие утверждения;
- сократить идею до минимума, приведя ее к одному утверждению.

Принципы использования Пирамиды Минто

- все уровни пирамиды должны быть объединены общей мыслью.
- каждый новый уровень соединяет основные мысли предыдущих уровней.
- все утверждения должны быть обоснованы так, чтобы не возникало новых вопросов.
- использование принципов дедукции и индукции. Дедукция — это соблюдение последовательности событий от общего к частному. Индукция — взаимосвязь событий, движение от частных фактов к общему выводу. Для построения основного уровня лучше использовать индуктивный способ.
- правильная формулировка проблемы — это важнейший элемент успешности текста.
- структурирование процесса поиска решения. Для этого можно использовать схемы, mind-карты и т.д.
- принцип пирамиды Минто должен быть отражен в структуре текста. Для этого можно использовать нумерацию, буллиты, подзаголовки. Удобное визуальное оформление текста помогает четче выражать мысли во время публичного выступления.

Еще несколько рекомендаций по работе над текстом:

- в заголовок выносите четкое утверждение, избегайте обобщений.
- написание текста “сверху-вниз” считается наиболее эффективным.
- информация на первой ступени пирамиды должна быть максимально понятной и очевидной для читателей.
- прежде чем приступить к созданию полноценного текста, выпишите все тезисы, которые хотите донести до читателей, объедините их, выделите главное, найдите и установите связи между ними и сделайте краткие выводы.

Пирамида Барбары Минто на самом деле работает. Топ-менеджеры крупных компаний и ораторы используют ее для составления аргументированной речи или деловых писем. С ее помощью просто изложить свои мысли, убедить аудиторию в своей правоте и донести до нее важную информацию.