("Отель "Гранд Будапешт", The Grand Budapest Hotel, 2014, США и др.)
Бывает и так: сидишь, поскрипывая зубами, смотришь "по службе" одно унылое кино, потом другое, за ним третье, четвертое, пятое...
А затем резко встаешь с любимого дивана, восклицаешь в сердцах "Да го-о-ори оно всё синим пламенем!", после чего плюхаешься обратно и включаешь в ...дцатый раз "Отель "Гранд Будапешт"".
И кайфуешь.
Эта картина режиссера-экстраваганта Уэса Андерсона (не путать с Полом У. С. Андерсоном) - редкий пример попадания во все яблочки из всех возможных.
Награды престижных фестивалей? Да вон их аж целый патронташ, включая четыре Оскара из девяти номинаций. Прокатная судьба? Более чем достойная семикратная касса при бюджете в 25 млн. $. Всенародная любовь? Запредельная, судя по мощным 8-балльным рейтингам. Актерский состав? Блин, это и вовсе что-то вроде кастингового "джекпота" - даже лень всех перечислять, лучше просто тыцните по ссылке. Художественный стиль? Уж поверьте - эффектный и красочный настолько, что вы уже никогда его не "развидите", ибо он отпечатается у вас на подкорке.
Короче говоря, если вы по какой-то аномальной причине до сих пор не знакомы с данной лентой, можете даже не дочитывать этот обзор до конца. Просто берите и смело вписывайте ее в свой список фильмов "Что посмотреть на этой неделе" под №1 - и ни в чем себе не отказывайте.
Про "картинку" "Отеля" следует сказать отдельную "пару ласковых". В хорошем смысле слова.
Я дотошно не присматривался, но все, или почти все сцены в фильме сняты, скажем так, в четкой фронтальной проекции и имеют симметричные детали антуража. Отчего складывается ощущение, будто вы не смотрите кино, а идете по большой выставке картин некоего художника. На чьих сменяющихся перед вами полотнах вдруг задвигались персонажи и окружающие их объекты - те, которым надлежит быть движущимися.
И да, понимаю, буковками на мониторе описать это довольно трудно. Но на деле, да еще в густой иронично-гротескной атмосфере сюжета, все эти режиссерско-операторские эскапады впечатляют не меньше, чем нагромождение спецэффектов у художников-монументалистов Нолана или Вильнёва. Особенно под аккомпанемент очаровательных диалогов и "непредсказуемой" музыки (один русский народный ансамбль имени Зыкиной с его балалайками чего стоит), придающих "картинкам с выставки" Уэса Андерсона полную гармонию и завершенность.
Что же насчет самой истории, то жанровые рамки у нее такие же необъятные, как и у, например, "Форреста Гампа", "Достучаться до небес", "Столетнего старика", "Да здравствует Цезарь" или у близких по духу "Отелю", "Четырех комнат". То есть здесь есть практически всё, но ничто не перетягивает сюжетное одеяло на себя. Каждый жанр представлен у Андерсона строго дозированно, приходит на смену другому всегда своевременно, но при любой их смене картина сохраняет свое подчеркнуто узнаваемое, уникальное лицо.
Вот в 1932 году в маленькой горно-европейской стране Зубровке (Не слыхали про такую? Эх вы, темнота - географию в школе надо было лучше учить!) случилось прискорбное, но не столь уж неожиданное событие. Одна пожилая богачка (Суинтон), любившая посещать элитный курортный отель "Гранд Будапешт", взяла, да и померла.
И впрямь, с кем не бывает - пускай раз в жизни, но тем не менее.
Неожиданность оказалась в другом. Когда дошел черед до оглашения завещания, тут-то и выяснилось, что старушка завещала самую ценную из картин своей коллекции... консьержу "Гранд Будапешта" Густаву (Файнс). С которым она, как выяснилось, была знакома без малого 20 лет, и отношения у них были явно не платонические.
Однако наследнички не захотели отдавать Густаву его часть наследства - мол, да кто ты вообще такой, ишь, губу раскатал! Так что пришлось консьержу и его "подельнику", коридорному Зеро (Тони Револори) стыбрить картину и пуститься в бега. И не такие уж безобидные, учитывая, что разъяренные наследники натравили на Густава и Зеро всех полицейских Зубровки, а также отмороженного на всю башку, наемного киллера Джоплинга (Уиллем Дефо)...
...И это я рассказал вам настолько малую "выжимку" из сюжета "Отеля", что составить по ней представление обо всей картине - то же самое, как представлять себе Эверест, глядя на валун с его склона. Однако ничего не поделать: исчерпывающе описать словами всё здешнее многообразие форм, диалогов, образов и красок невозможно в принципе. Их надо видеть и слышать самому, да и то заметить и оценить их все с одного просмотра вам явно не удастся.
***
В общем, именно то кино, которое можно смотреть даже тогда, когда смотреть кино у вас нет ни малейшего настроения. И которое легко примирит даже самых желчных снобов-критиков и массового зрителя на попкорновой тяге - оно такое, оно может.
И пусть Уэс Андерсон снял еще немало отличных и стильных картин и мультфильмов ("Бутылочная ракета", "Семейка Тененбаум", "Королевство полной луны", "Бесподобный мистер Фокс", "Остров собак" и др.), всё равно, именно "Отель "Гранд Будапешт"" - пока что наиболее известная и козырная его работа. Тот самый "памятник нерукотворный", - да и рукотворный тоже, ведь не силой же одной мысли Уэс снимает фильмы, - что чертовски приятно иметь у себя в коллекции на BD даже в век скоростного интернета и онлайн-кинотеатров, чего уж там.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):