Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Крутые не стареют. Шквал ироничных приключений в духе "Форреста Гампа".

("Столетний старик, который вылез в окно и исчез", Hundraåringen som klev ut genom fönstret och försvann, 2013, Швеция) Бешено завидую тем из вас, кто до сих пор не смотрел это кино с "отрицательно лаконичным" названием, и кого я сейчас раздраконю на это благое дело. А уж я постараюсь, не сомневайтесь. И хоть пересматривается "Столетний старик" с не меньшим кайфом, всё равно, первые чисто-искренние впечатления от него будут не слабее, чем от легендарного "Форреста Гампа" Земекиса. А для ценителей высококлассного черного юмора - возможно, даже сильнее, ведь здесь художественные безумства порой куда хулиганистее. Сравнение с "Форрестом Гампом" тут не случайны.
Сюжет экранизации книги Юнассона "Столетний старик, который вылез в окно и исчез" сконструирован по "гамповскому" чертежу. То есть: "Трогательный чудак рассказывает историю о том, как он, сам того не желая, влезает в громкие исторические события прошлого, продолжая чудить по-мелкому в настоящем". Меняются или не меняются при его
Оглавление

("Столетний старик, который вылез в окно и исчез", Hundraåringen som klev ut genom fönstret och försvann, 2013, Швеция)

Бешено завидую тем из вас, кто до сих пор не смотрел это кино с "отрицательно лаконичным" названием, и кого я сейчас раздраконю на это благое дело. А уж я постараюсь, не сомневайтесь.

И хоть пересматривается "Столетний старик" с не меньшим кайфом, всё равно, первые чисто-искренние впечатления от него будут не слабее, чем от легендарного "Форреста Гампа" Земекиса. А для ценителей высококлассного черного юмора - возможно, даже сильнее, ведь здесь художественные безумства порой куда хулиганистее.

Байкер, помни! Ношение шлема может спасти тебе жизнь не только на дороге!
Байкер, помни! Ношение шлема может спасти тебе жизнь не только на дороге!

Сравнение с "Форрестом Гампом" тут не случайны.
Сюжет экранизации книги Юнассона
"Столетний старик, который вылез в окно и исчез" сконструирован по "гамповскому" чертежу. То есть: "Трогательный чудак рассказывает историю о том, как он, сам того не желая, влезает в громкие исторические события прошлого, продолжая чудить по-мелкому в настоящем". Меняются или не меняются при его участии сами мировые события, трудно сказать. Но нам всё равно намекают на то, кто именно мог быть в этом виновен, "есличо"!

Скромную и мало кому известную личность "исторического масштаба" в фильме Феликса Хернгрена зовут Алланом (Роберт Густафссон). И фамилия у него для всех его чудачеств подходящая - Карлссон. Разве что пропеллер на копчике у него не жужжит, зато в голове царит воистину гениальный умище.
Только нацелен тот умище лишь на одну-единственную науку - подрывное дело. Причем Аллану неважно, в каком масштабе творить: от взрыва динамитной шашки у себя на огороде вплоть до американской ядерной бомбы. Которую без своевременной подсказки Карлссона, работавшего в Манхэттенском проекте... официантом, Оппенгеймер, вероятно, никогда бы не создал.

Короче говоря:
- Здравствуйте, меня зовут Аллан и я - пироманьяк!
- Привет, Аллан! Давай, зажигай!

Эх, многое бы я отдал в детстве, чтобы прокатиться на таком клевом велике... Да и в старости, как эти деды, с радостью прокатился бы - чего уж там.
Эх, многое бы я отдал в детстве, чтобы прокатиться на таком клевом велике... Да и в старости, как эти деды, с радостью прокатился бы - чего уж там.

А знакомимся мы с нашим безвинтовым Карлссоном, когда он мотает старость в доме престарелых, где ему исполняется ни много ни мало "стольник". Причем на свои мягкие нары он угодил не за "выслугу лет", а за "мокруху": жестоко отомстил лисе, задравшей его любимого кота.
Как именно? Да взорвал ее динамитом к чертям лисячьим, ясен хрыч - ибо как еще-то?
Увы, но сограждане не отнеслись к битве Аллана с окрестной фауной толерантно и упекли его в богадельню. Ну хоть не в психушку - и на том спасибо.

Впрочем, если вы решили, что стены стариковского узилища смогут удержать Карлссона, значит вы покамест плохо его знаете.
Нет, конечно, взрывать он их не стал, а сбежал до банального гуманно: элементарно вылез в окно в своих шлепанцах и отправился гулять по миру. Попутно рассказывая нам флэшбэками о своем головокружительном прошлом. В котором было столь много драйвовых и эпохальных событий, что их хватило бы на пару сезонов мощнейшего сериала. Ну а для нас их жестко утаптывают лишь в половину двухчасовой ленты - во как!

Вторая же ее половина посвящена криминальному беспределу, что дедуля натворит уже в наши дни, после своего побега с богадельного кичмана.
Но ведь ему буквально сто лет в обед, скажете вы!
Подумаешь, мелочи жизни! И вот уже Аллан, обзаведясь новыми корешами, бросает вызов целой банде байкеров, работающей на наркокартель. Разве что наше старичье и примкнувшая к ней молодежь понятия не имеет, с чего это все вокруг стали такие нервные.
И правда, кто бы на их месте обратил внимание на каких-то там вооруженных бандитов после того, как отнял у них полный чемодан денег и грохнул одного из них? Тоже мне, проблемы! Вот, помнится, в молодости после вечеринки у Сталина Аллан угодил в ГУЛАГ - то было приключение! А злые байкеры, это еще что за дискомфорт такой?

А это в столовой ГУЛАГа харчуются Карллсон (слева) и Эйнштейн. Только не Альберт, а его умственно отсталый брат-близнец Герберт... Обыденная реальность. А как прошли ваши майские праздники?
А это в столовой ГУЛАГа харчуются Карллсон (слева) и Эйнштейн. Только не Альберт, а его умственно отсталый брат-близнец Герберт... Обыденная реальность. А как прошли ваши майские праздники?

***

В общем, никогда бы раньше не подумал, что флегматичный скандинавский кинематограф умеет не просто зажигать, а делать это настолько турбореактивно, неполиткорректно и мастерски. Когда плотность крышесносных сцен и убойных диалогов на погонный метр кинопленки столь высока, что их трудно запомнить все даже после второго-третьего просмотра.

Поэтому да: здесь тоже будет уместна оценка, которую я употребляю довольно редко. То самое слово, что начинается на "шы" и заканчивается на "дэвр". Ибо "Столетний старик", без балды, исключительное и штучное произведение искусства, рекомендованное абсолютно всем...
...Ну если только этим "всем" исполнилось 18 лет, ведь многие здешние шутки весьма и весьма "недетские".

P. S. Не так давно узнал, что у "Столетнего старика" есть еще сиквел 2016 года. Снятый всё тем же Хернгреном по книгам того же автора: "Стооднолетний старик, который не заплатил и исчез". Правда, подозрительно малая известность сиквела и его более низкие рейтинги настораживают, однако так или иначе - "пошел искать", куда деваться-то?

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):