("Столетний старик, который вылез в окно и исчез", Hundraåringen som klev ut genom fönstret och försvann, 2013, Швеция)
Бешено завидую тем из вас, кто до сих пор не смотрел это кино с "отрицательно лаконичным" названием, и кого я сейчас раздраконю на это благое дело. А уж я постараюсь, не сомневайтесь.
И хоть пересматривается "Столетний старик" с не меньшим кайфом, всё равно, первые чисто-искренние впечатления от него будут не слабее, чем от легендарного "Форреста Гампа" Земекиса. А для ценителей высококлассного черного юмора - возможно, даже сильнее, ведь здесь художественные безумства порой куда хулиганистее.
Сравнение с "Форрестом Гампом" тут не случайны.
Сюжет экранизации книги Юнассона "Столетний старик, который вылез в окно и исчез" сконструирован по "гамповскому" чертежу. То есть: "Трогательный чудак рассказывает историю о том, как он, сам того не желая, влезает в громкие исторические события прошлого, продолжая чудить по-мелкому в настоящем". Меняются или не меняются при его участии сами мировые события, трудно сказать. Но нам всё равно намекают на то, кто именно мог быть в этом виновен, "есличо"!
Скромную и мало кому известную личность "исторического масштаба" в фильме Феликса Хернгрена зовут Алланом (Роберт Густафссон). И фамилия у него для всех его чудачеств подходящая - Карлссон. Разве что пропеллер на копчике у него не жужжит, зато в голове царит воистину гениальный умище.
Только нацелен тот умище лишь на одну-единственную науку - подрывное дело. Причем Аллану неважно, в каком масштабе творить: от взрыва динамитной шашки у себя на огороде вплоть до американской ядерной бомбы. Которую без своевременной подсказки Карлссона, работавшего в Манхэттенском проекте... официантом, Оппенгеймер, вероятно, никогда бы не создал.
Короче говоря:
- Здравствуйте, меня зовут Аллан и я - пироманьяк!
- Привет, Аллан! Давай, зажигай!
А знакомимся мы с нашим безвинтовым Карлссоном, когда он мотает старость в доме престарелых, где ему исполняется ни много ни мало "стольник". Причем на свои мягкие нары он угодил не за "выслугу лет", а за "мокруху": жестоко отомстил лисе, задравшей его любимого кота.
Как именно? Да взорвал ее динамитом к чертям лисячьим, ясен хрыч - ибо как еще-то?
Увы, но сограждане не отнеслись к битве Аллана с окрестной фауной толерантно и упекли его в богадельню. Ну хоть не в психушку - и на том спасибо.
Впрочем, если вы решили, что стены стариковского узилища смогут удержать Карлссона, значит вы покамест плохо его знаете.
Нет, конечно, взрывать он их не стал, а сбежал до банального гуманно: элементарно вылез в окно в своих шлепанцах и отправился гулять по миру. Попутно рассказывая нам флэшбэками о своем головокружительном прошлом. В котором было столь много драйвовых и эпохальных событий, что их хватило бы на пару сезонов мощнейшего сериала. Ну а для нас их жестко утаптывают лишь в половину двухчасовой ленты - во как!
Вторая же ее половина посвящена криминальному беспределу, что дедуля натворит уже в наши дни, после своего побега с богадельного кичмана.
Но ведь ему буквально сто лет в обед, скажете вы!
Подумаешь, мелочи жизни! И вот уже Аллан, обзаведясь новыми корешами, бросает вызов целой банде байкеров, работающей на наркокартель. Разве что наше старичье и примкнувшая к ней молодежь понятия не имеет, с чего это все вокруг стали такие нервные.
И правда, кто бы на их месте обратил внимание на каких-то там вооруженных бандитов после того, как отнял у них полный чемодан денег и грохнул одного из них? Тоже мне, проблемы! Вот, помнится, в молодости после вечеринки у Сталина Аллан угодил в ГУЛАГ - то было приключение! А злые байкеры, это еще что за дискомфорт такой?
***
В общем, никогда бы раньше не подумал, что флегматичный скандинавский кинематограф умеет не просто зажигать, а делать это настолько турбореактивно, неполиткорректно и мастерски. Когда плотность крышесносных сцен и убойных диалогов на погонный метр кинопленки столь высока, что их трудно запомнить все даже после второго-третьего просмотра.
Поэтому да: здесь тоже будет уместна оценка, которую я употребляю довольно редко. То самое слово, что начинается на "шы" и заканчивается на "дэвр". Ибо "Столетний старик", без балды, исключительное и штучное произведение искусства, рекомендованное абсолютно всем...
...Ну если только этим "всем" исполнилось 18 лет, ведь многие здешние шутки весьма и весьма "недетские".
P. S. Не так давно узнал, что у "Столетнего старика" есть еще сиквел 2016 года. Снятый всё тем же Хернгреном по книгам того же автора: "Стооднолетний старик, который не заплатил и исчез". Правда, подозрительно малая известность сиквела и его более низкие рейтинги настораживают, однако так или иначе - "пошел искать", куда деваться-то?