Найти в Дзене
Стекло Алексея Зеля

Как вы думаете, какой вопрос чаще всего задавали художнику Алексею Зеля?

Многие люди при знакомстве с моим отцом, Народным Художником России Алексеем Зеля, на его персональных выставках, начинали беседу с одного и того же вопроса. И мало того, что сразу, «с места в карьер», задавали сложную для раскрытия тему, так и вопрос-то сам по себе бесячий! Ведь очевидно - собеседник хочет получить быстрый лаконичный ответ, а как об этом можно рассказать в двух словах?

"Шиповник", фрагмент. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
"Шиповник", фрагмент. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

К моему отцу, художнику Алексею Зеля, признание пришло еще в те годы, когда я ходила в школу, и разные варианты ответов я слышала сотни раз. И серьезные, и шутливые. Сначала он искал такую формулировку, которая максимально точно и коротко удовлетворила бы любопытство собеседника, но со временем стало понятно, что точное детальное объяснение хотят услышать лишь единицы.

Для большинства людей это был повод завязать разговор с художником. Музейщики таким образом делали первые шаги для сближения с автором перед дальнейшим сотрудничеством. Посетители считали, что именно с этим вопросом уместнее всего подойти к мастеру, чтобы потом выразить свой восторг и поделиться переполняющими эмоциями. А журналисты… Скорее всего, просто фантазии на другое не хватало…

Кадр из интервью Алексея Зеля
Кадр из интервью Алексея Зеля

Вы, наверное, уже заметили по моим материалам, что я предвзято отношусь к представителям прессы. Увы, таков мой 30-летний опыт общения с этой братией. Иногда просто диву давались, какую чушь они спрашивали. Например, «Сколько таких работ вы делаете в день?», - честное слово, я не выдумываю!

А еще был такой случай. В одном городе наши партнеры пригласили на открытие выставки самого лучшего телерепортера. «Наша местная звезда!», - шепнула директор музея. Мы сразу обратили внимание, что корреспондент заранее подготовился. Да и интервью он повел, действительно, нестандартным образом.
Особенно запомнилось начало: «Как вы думаете, то, чем вы занимаетесь – это искусство или ремесло?». Спросил провинциальный журналист у человека с признанием мастерства на высшем уровне и государственным званием «Народный Художник России». Какова была его цель? С первых слов репортажа выбить собеседника "из колеи"? Уколоть? Обесценить? Вы наверняка слышали поговорку «художника обидеть может каждый». Этот не обидел, на дураков не обижаются.

Лучше мне про журналистов вообще не вспоминать, а то, видите, сразу понесло, как Остапа Бендера! А ведь я до сих пор так вам и не сказала, какой вопрос чаще всего задавали Алексею Зеля.

А звучал он так: «Как вы это делаете?».

Сначала отец очень подробно, в деталях и красках, расписывал интересующимся, как происходит процесс создания его работ. В большинстве случаев лекция (а по-другому это не назовешь) вызывала на лицах скуку, утомление и непонимание, потому что технологический процесс сложный и в своем роде уникальный. Такого не показывали в кино и по телевизору, а на пальцах обрисовать довольно сложно.

Витрина с горелкой и инструментами Алексея Зеля, у которой художник рассказывал, как создаются произведения из кварцевого стекла
Витрина с горелкой и инструментами Алексея Зеля, у которой художник рассказывал, как создаются произведения из кварцевого стекла

Когда Алексей Зеля, наконец, понял, что людям не нужны подробные объяснения, они ожидают получить простой и легкий рецепт сотворения чуда, то придумал универсальный ответ, который звучал просто и отвечал эмоциональному запросу: «Сам не знаю!», намекая на вмешательство высших сил.

Друзья, вы, возможно, удивитесь, но это реально рабочий вариант! Не меньше 90% «любознательных» вполне могли удовлетвориться этим, чтобы продолжить начатую беседу.

Художник Алексей Зеля проводит экскурсию для сотрудников музея. г. Брянск, 2015 г
Художник Алексей Зеля проводит экскурсию для сотрудников музея. г. Брянск, 2015 г

Ну а для тех 10%, кому действительно интересно, как же Алексей Зеля создавал свои шедевры из стекла, дам несколько вводных, а в следующем посте покажу наглядное видео.

Стекло, из которого выполнены произведения Алексея Зеля - кварцевое. Это сверхпрочный материал, аналогом которого в природе является горный кварц, подающийся плавлению при температуре около 2000 градусов. Работа с этим стеклом не стеклодувная (в привычном представлении обывателя) – создание композиций происходило за специально оборудованном столом на кислородно-пропановой горелке.

Составные элементы будущих произведений Алексея Зеля часто проходили предварительную обработку, пока не попадали в пламя горелки и не занимали свое место в композиции. Для изготовления заготовок использовались станки для резки и шлифовки, муфельная печь для выплавки цветного стекла.

Алексей Зеля работает над созданием "Бонсай. Цветущая вистерия". Кадр из интервью
Алексей Зеля работает над созданием "Бонсай. Цветущая вистерия". Кадр из интервью

Мы сохранили мастерскую Алексея Зеля в нашем подмосковном доме в том виде, в котором ее задумал художник для комфортной работы - с большим металлическим столом, всеми необходимыми станками и инструментами. В ней он трудился последние 20 лет своей жизни. Когда-нибудь я проведу для вас виртуальную экскурсию по этой мастерской.

---

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: