Найти тему
Реальные истории и мистика

Курсантские годы - Производственная практика на стройке своего училища (часть 41)

Оглавление

Во время очередного нашего летнего отпуска, в училище был проведен новый набор будущих курсантов. Первокурсники второго батальона стали второкурсниками. Понятное дело, что поместить нас всех в девятиэтажное общежитие, было уже невозможно. Да, и учебных классов в школе тоже на всех уже бы не хватило. Правда к этому времени на территории нашего будущего училища была построена и введена в эксплуатацию одна пятиэтажная казарма, а также небольшая часть будущего учебного корпуса. В конечном итоге, все курсантские роты должны были быть собранными на одной территории. И потом, ну, выпустили бы нас где-то, а не из стен своего училища, то что? Мы всю жизнь считали бы себя немного ущербными, можно сказать, недоношенными детьми. Так что, хоть и трудные роды были у нас, но командование постаралось, чтобы прошли они из чрева своего училища. И это правильно!

Вид территории ТВВСКУ в первой половине 80-х годов
Вид территории ТВВСКУ в первой половине 80-х годов

Еще на нашей территории, которая не была огорожена к тому времени, находилось несколько строящихся или уже построенных сооружений. Так, например, была столовая, но она еще не функционировала. Внутри ее велись работы: проводилась и подключалась электрика; заливались и шлифовались полы; устанавливалось варочное оборудование; клалась плитка на пол и так далее. За нашей казармой строились корпуса еще двух будущих казарм. В стороне от нас строился автопарк, гаражи для машин, а также казарма для солдат. Это был БОУП - батальон обеспечения учебного процесса. Сказать точно на каком этапе строительства он был в момент нашего прибытия в свою казарму, я затрудняюсь, потому что мы не ходили в сторону расположения солдат. Как нам, так и им было запрещено без надобности ходить по территории училища и попадаться кому-либо на глаза. Естественно, солдаты БОУП подчинялись нашему начальнику училища, который к тому времени получил очередное звание генерал-майора.

Генерал-майор Сержанов Александр Ильич, начальник ТВВСКУ
Генерал-майор Сержанов Александр Ильич, начальник ТВВСКУ

Еще мы должны были проходить производственную практику непосредственно на стройке каких-либо объектов. Да, нас возили на разные стройки и строительные предприятия, где что-то показывали и рассказывали.

Для прохождения производственной практики не нужно было что-то искать, когда полным ходом шло строительство нашего училища. У нас было два периода работ. Один был зимой, когда наша казарма еще не была сдана в эксплуатацию и второй летом, пока у нас не начался новый учебный год. Я решил объединить эти два периода работ и рассказать о них в одной статье.

Участие курсантов в строительстве ТВВСКУ-ТВТИ зимой 1980 года

— Вам повезло, товарищи курсанты, - сказал командир батальона, - свою производственную практику, вы будете проходить не где-то, а непосредственно в Новом городе Тольятти, в автозаводском районе. Фактически вы будете учиться, и принимать активное участие на строительстве объектов собственного училища.

Когда строительство нашего училища начиналось, то вокруг еще не было того количества дорог и жилых домов, которое есть там сегодня. За нашими казармами была пересеченная местность. На ней росли ряды черемухи. Пересечь ее было очень сложно, но зато вокруг шла асфальтированная дорожка протяженностью чуть больше 3 км. Вот по ней мы и наматывали круги каждое утро на физической зарядке.

На строительстве учебного корпуса ТВВСКУ-ТВТИ зимой 1980 года

Кое-кто из наших ребят уже имел опыт работы на стройке, так как поступал в училище после окончания другого учебного заведения тоже строительного профиля. В нашем взводе это были курсанты Александр Гаранин, Анатолий Павлов и Ефим Готлиб. Кое-кто из них не только учился, но и успел поработать на стройках нашей страны до поступления в военное училище.

Тогда мы еще не знали, каким оно будет наше училище в будущем. Многим из нас не было суждено увидеть его таким, каким оно стало через несколько лет после нашего выпуска. Но, нас охватывала гордость за то, что мы собственными руками закладывали кирпичи в его стену. Несколько рядов было выложено и мной. Правда, делали мы это под наблюдением гражданских специалистов, которые работали на стройке нашего училища.

Не обошлось без мелких приключений. Один наш товарищ Игорь Богомолов, по кличке Гоша, умудрился принять бадью с раствором так, что прищемил себе сапог, но стопа его ноги при этом не пострадала. Стоит, молчит, по сторонам озирается, а с места сойти не может.

— Гоша, что с тобой? - спрашивают ребята.

Тут кто-то заметил, в чем причина и прикрикнул, пока бадью с раствором не отцепили от крюков строп:

— Вира!

Крановщик приподнял бадью, Богомолова отогнали в сторону, после чего опустили емкость с раствором на подготовленное для нее место.

— Гоша, смотреть же нужно и технику безопасности соблюдать. Хорошо, что ты себе еще чего-нибудь не прищемил. Нам тут еще производственной травмы не хватало, в виде инвалида-хромоножки, - стали ругать и подшучивать товарищи над Игорем.

Конечно, были и другие работы, не только кладка кирпичей. Нам сказали, что мы получили навыки каменщиков второго разряда. Полученный опыт мне много раз пригождался в будущем.

За зимой пришла весна, потом лето. Летом мы продолжили работы на стройке, пока не начался учебный процесс.

Летний период работ на строительстве ТВВСКУ-ТВТИ в 1980 году

Как я уже писал выше, мы работали на строительстве своего училище и в летнее время года до начала учебного процесса. Работы были самые разнообразные. Стройка - это всегда территория с повышенным риском для всех людей, которые на ней находится. Кое-кто из нас был свидетелем происшествие, которое могло стать трагическим, но к счастью, все обошлось. О том, что случилось, я расскажу чуть-чуть ниже, во второй части этой главы.

Обучение и применение знаний на практике

Лично мне нравилось наблюдать за работой строителей, одновременно учиться тому, что они делали, а также работать вместе с ними. Например, я видел то, как заливаются монолитные мозаичные полы. Конечно, в этот момент моя помощь больше заключалась в выполнение подсобных работ, а также в помощи, принеси то или подай это. Но, главное для меня было другое, рабочие объясняли всю технологию и последовательность работ, которую они делали.

После того как большой зал нашей столовой был залит, и бетон выстоялся пару дней, его нужно было шлифовать. Эту работу поручили мне и Александру Селиверстову. Нам вручили две шлифовальные машинки, которые напоминали полотеры. В каждой из них вставлялась несколько треугольных абразивных камней для шлифования. Нам также дали респираторы и велели чаще поливать пол водой, чтобы его поверхность всегда была мокрой. После того, как нам показали, что и как нужно делать, мы приступили к работе.

Шлифование полов
Шлифование полов

Позже, но уже в составе взвода, мы с Саней, точно такими же камнями шлифовали ступеньки. Они тоже были заливными. Для этого использовался цементный раствор с добавлением в него мраморной крошки. Правда, шлифование делалось вручную, поэтому в ней участвовало очень много ребят. Я был удивлен, на работу закончили очень быстро. Было очевидно, что цементному раствору не дали схватиться очень сильно, как это было с заливным полом на этаже. Ступеньки приобрели такой же блестящий вид, как и пол.

Кроме всего этого, курсанты выполняли самая неблагодарная, но нужные работы. Так, например, они убирали строительный мусор. Правда, нужно отдать должное, эти работы выполнялись очень дружно и быстро.

Небольшое ЧП на строительстве учебного корпуса

На любом строительстве объектов, как и на любом производстве, есть свои допуски. Однажды, теща рассказывала мне о том, как у них возникла проблема с подшипниками для турбин. Они вращались, но очень быстро грелись и перегревались, что вело к их быстрому выходу из строя.

— У всех деталей, - рассказывала Магдалина Петровна, - был свой допуск в ту или в другую сторону. Внутреннего и внешнего кольца были свои допуски, а у шариков свои. По отдельности они не были нарушены, а вот при сборке деталей оказалось, что шарики были зажаты кольцами. У шаров был допуск в большую сторону, а у колец в сторону их расположения.

Вот и на стройке полно всевозможных допусков. Казалось бы, мелочь, увели ригель в сторону на пару сантиметров. А тут еще не много и стена в сторону ушла. Короче, стали укладывать плиту перекрытия. Ее можно было положить на стену только на 4 см вместо положенных минимальных 8 см. Вот только стену уже не пододвинешь, да и ригель тоже.

Плита перекрытия должна опираться на кирпичную стену на 8-12 см
Плита перекрытия должна опираться на кирпичную стену на 8-12 см

Положили плиту как есть. Решили, что потом зальют промежуток бетоном и все будет хорошо. Вот только до этого потом дело не дошло. Кирпичную стену нужно было дальше возводить. Поставили на плиты перекрытия строительные леса, а на них опустили поддон с кирпичами, а также поставили бадью с раствором.

Не выдержала кромка, свежей кирпичной кладки, и надломилось под плитой. Та в свою очередь сорвалась со стены и рухнула вниз. Высота этажа в учебном корпусе метра 4 не меньше. Плита перекрытия с грохотом врезалась в плиту этажом ниже и частично пробила ее. Все, что было на лесах, покатилось и полетело вниз. Оно сыпалось прямо в образовавшееся окно. Много кирпичей раскололась и разлетелась по этажу ниже. Все произошло очень быстро.

В этот момент этажом ниже находился один наш курсант Сергея Леднев. Он был очень рядом, но ему повезло, что он был не под местом обрушения, а также, что кирпичи полетели не в его сторону. Иначе бы несчастного случая не избежать. К счастью, на строительных лесах в тот момент и под ними тоже никого не было. Никого ни прищемило, ни придавило и ни утянуло с собой. В момент, когда все случилось, меня не было рядом, но последствия произошедшего ЧП я видел своими глазами.

Конечно, строители вытянули плиту. Они сделали опалубку под плитой ниже, залили образовавшееся отверстие. Того как укладывали новую плиту перекрытия, вместо старой плиты, я не видел. Ребята говорили мне потом, что там делали какое-то специальное дополнительное армирование, после чего все заливалось бетоном.

Других подробностей об этом происшествии я не знаю. Думаю, что виновные понесли какое-то наказание. Правда, когда виноватых людей не находят, то их назначают. В любом случае, слава богу, что все обошлось без травм и жертв.

Приговор окончательный, обжалованию не подлежит (шутка), курсанты ТВВСКУ 1980 год
Приговор окончательный, обжалованию не подлежит (шутка), курсанты ТВВСКУ 1980 год

Ко всему вышесказанному могу добавить лишь то, что был я еще свидетелем того, как заливали большие колонны при входе. Там стояла специальная опалубка, внутри которой находился каркас из арматуры. Во время заливки бетона внутрь опалубки, использовались глубинные вибраторы, называемые булавами. Когда такая булава вибрирует, то она очень легко опускается вниз, так сказать, тонет в бетоне. Некоторые булавы проскакивали через окна в арматурном каркасе, и застревали там. Их пытались вытащить, но было бесполезно. Три или четыре булавы были обрезаны, после чего так и остались залитыми в этих колоннах. Все стоит и держится уже много лет, поэтому нет причин для беспокойства. А если честно, на стройках бывают и не такие казусы.

Продолжение следует

Первый курс (начало) - Второй курс (начало, часть 26) - Третий курс (начало, часть 40) - 41 - Продолжение

Думаю, что курсанты других батальонов еще долго трудились на строительстве своего училища. Там было много еще работы, после того, как мы покинули стены своего училища 8 июля 1982 года.

Пишите, прикладывайте фото, если есть. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки.

Всем хорошего настроения перед праздником, и пусть никто и ничто не омрачат его!