Карьера Соломона Михайловича Михоэлса в послереволюционные годы складывалась самым прекрасным образом - он стал известным актером и режиссером, обласканным властью буквально от и до. Дошло даже до того, что его труппа, особо ничем среди десятков других не выделяющаяся, вдруг с подачи властей в 25-м году стала гордо именоваться Московским государственным еврейским театром. Интересно, что это был один из немногих театров, которому разрешалось выезжать за границу, в любую страну. Ну, конечно в Советском Союзе декларировали равенство всех наций, но некоторые нации были чуть более привилегированными, чем другие - нет сомнений в том, что товарища Соломона Михоэлса наверх протащили его, скажем так, соплеменники, которые заняли едва ли не все важнейшие посты в стране. Это ни в коем случае не плевок в сторону евреев, нет - просто вот так было, и от этого не отмахнуться. В общем, у актера, режиссера и руководителя театра с властью отношения складывались замечательно, и жил он, конечно, очень неплохо.
В начале 1942 года Соломона Михайловича назначили на важную должность председателя комитета ЕАК. В это сложное время по инициативе советского руководства была создана новая организация - Еврейский антифашистский комитет (ЕАК). Основная его задача была в сплочении еврейского народа для борьбы против врага не только в СССР, но и за его пределами. Члены комитета составили несколько воззваний с просьбой о помощи Советскому Союзу к евреем из других стран, и надо сказать, что эти просьбы действительно нашли отклики. Для помощи СССР в США, Палестине и некоторых других странах были созданы свои еврейские организации.
Власть и авторитет Соломона Михоэлса был необычайно высок, он был приближен к самым верхам. В конце концов в 1944 году ему в голову пришла гениальная идея - попросить у Сталина создать в Крыму автономную область для евреев. Место выбрано, конечно, хорошее: климат, виды красивые, море рядом - губа не дура, как говорится. Ну Сталин на это все же не пошел, но зато за заслуги Михоэлса наградили Сталинской премией, чтоб со своими идеями отстал.
А дальше начинаются странные вещи - закончилась война, а спустя почти 3 года, 13 января 48-го, Михоэлса не стало, причем при странных обстоятельствах. Он якобы попал под грузовой авто. Ну попал и попал - всякое бывает, однако позже (когда уже не было Сталина) Лаврентий Берия вдруг поручил начать новое расследование дела Михоэлса. Тогда как раз арестовали Министра госбезопасности Виктора Абакумова, всех его ближайших подчиненных, и множество других людей из этой "конторы". Удивительно то, что всем им вменяли в вину еще и устранение Соломона Михоэлса.
Но как-то с признанием вины не заладилось, но вот один все же проболтался и рассказал, как все якобы было. Этим человеком был Лаврентий Цанава, бывший Министр госбезопасности Белорусской ССР. Итак, Цанава рассказал такую историю: Сталин с некоторых пор стал подозревать Михоэлса в попытке создать антисоветскую еврейскую организацию, отличительной особенностью которой является национализм (ну, в еврейскую сторону). А поскольку, как я говорил выше, очень многие важные должности государственного аппарата были заняты людьми еврейского происхождения, то эти попытки могли представлять реальную угрозу стране. На этом фоне Сталин поручил убрать Михоэлса.
Служба государственной безопасности разработала и провела операцию, в ходе которой для пущей достоверности пришлось устранить не только Михоэлса, а даже собственного агента Голубева. По словам Цанавы, операция проходила так: Соломон Михайлович по рабочим делам приехал в белорусскую столицу, Минск, где его встретил тот самый Голубев, якобы приставленный для сопровождения и охраны именитого режиссера и актера. Голубев около 22:00 привез Михоэлса на дачу, где их обоих вытащили из машины другие агенты госбезопасности, связали и бросили под грузовик. Дальше обоих вывезли и оставили на одной из улиц города, инициировав просто несчастный случай. Утром Голубева и Михоэлса нашли рабочие. Цанава сказал, что все, кто проводил данную операцию, удостоились наград.
Так ли было, или нет - сложно судить. Учитывая, что дело было именно в Минске, то Цанава наверняка мог знать об этом все от и до. Однако также известно, что показания у нас в определенный период времени умели хорошо выбивать. Вполне возможно, что вся эта история была Цанавой выдумана во время допросов с пристрастиями.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.