Найти в Дзене
Виктор Павлов

Листая старые журналы ("Америка") часть 2.

Оглавление

Продолжаю листать старый номер журнала "Америка" (февраль 1971/ №172) из библиотеки автора статьи.

Начало этого обзора:

Листая старые журналы ("Америка") часть 1.

В первой части были рассмотрены прогнозы развития американской космической программы на околоземной орбите.

Теперь переходим ко второму разделу прогнозов - Луна.

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Напоминаю, у нас на дворе февраль 1971 года, прошло меньше года после драматического полета корабля "Аполлон-13", едва не закончившегося трагедией. Время выхода этого номера журнала совпало по времени с полетом корабля "Аполлон-14", тоже очень драматическим, но, тем не менее, его экипаж сумел выполнить намеченную программу. Прогноз по поводу полетов кораблей "Аполлон" на Луну дан оптимистический (впрочем, как и все прогнозы у американцев): корабли будут совершенствоваться, а время пребывания на Луне - увеличиваться.

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

И этот оптимизм оказался полностью оправданным. Вот таблица, показывающая время пребывания астронавтов на Луне:

Материалы из Википедии.
Материалы из Википедии.

Из таблицы видно, что время пребывания лунной кабины на поверхности Луны в последних трех миссиях превысило заявленные 54 часа. Кроме того, во время этих миссий астронавты пользовались специальным транспортным средством, использование которого в прогнозах журнала подразумевалось гораздо позднее: во время строительства лунной базы (в 80-е годы).

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Мне кажется, что в то время, как журнал публиковал вот такие изображения лунных вездеходов, настоящее "лунное странствующее устройство" LRV (кстати, это официальное его название) уже проходило последние испытания перед полетом "Аполлона-15" в июле-августе 1971 года.

Миссия "Аполлон-15". Астронавт около LRV. Фото из открытых источников.
Миссия "Аполлон-15". Астронавт около LRV. Фото из открытых источников.

Уже упоминаемый мной журнал "Техника-молодежи" в ноябрьском номере за тот же 1971 год удовлетворил любопытство своих читателей и опубликовал заметку об этой лунной повозке:

Журнал "Техника-молодежи" №11 за 1971 год. Изображение от zhurnalko.net.
Журнал "Техника-молодежи" №11 за 1971 год. Изображение от zhurnalko.net.

Что касается научного исследования Луны, то в последнем полете на Луну ("Аполлон-17") в составе экипажа был профессиональный геолог, доктор геологии Харрисон Шмитт. До него на Луну летали только профессиональные летчики, которых обучили основам геологии.

Астронавт Шмитт на Луне. Фото из открытых источников.
Астронавт Шмитт на Луне. Фото из открытых источников.

Кстати, авторы прогнозов к моменту выхода журнала уже знали о сокращении лунной программы. Полет "Аполлона-20" был отменен в январе 1970 года, а полеты "Аполлона-18" и "Аполлона-19" - в сентябре того же года. Таким образом, все закончилось на "Аполлоне-17" в декабре 1972 года.

Люди, побывавшие на Луне. Изображение из открытых источников.
Люди, побывавшие на Луне. Изображение из открытых источников.

Следующий этап освоения Луны, согласно прогнозам журнала, должен был начаться в 80-е годы. Он включал в себя создание транспортных кораблей для доставки грузов на Луну (с ядерными ракетными двигателями), создание лунной орбитальной станции и, наконец, создание обитаемой лунной базы.

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Предполагалась следующая система доставки грузов:

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

А для данной системы предполагались новые транспортные корабли:

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

А так в представлении авторов прогноза происходила бы перегрузка необходимых материалов с земного транспортного корабля на лунный:

Доставка грузов на Луну. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Доставка грузов на Луну. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

И, наконец, величественная панорама лунной базы:

Лунная база. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Лунная база. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Самое интересное в этом прогнозе не то, что он не сбылся в указанные сроки (80-е годы), а то, что этот проект - это нынешняя программа "Артемис", повторяющая все вышеперечисленные этапы, но с задержкой в более чем 40 лет (правда, без использования ядерных ракетных двигателей).

Программа "Артемис". Изображение из открытых источников.
Программа "Артемис". Изображение из открытых источников.

По программе "Артемис" будет создана окололунная орбитальная станция "Gateway", которая будет перевалочным пунктом между Землей и Луной.

"Gateway". Концепция станции на октябрь 2020. Изображение из Википедии.
"Gateway". Концепция станции на октябрь 2020. Изображение из Википедии.
Март 2021: НАСА подписала контракт с компанией SpaseX на доставку грузов и модулей самой станции к Gateway. Первым в мае 2024 г. планируется доставить электродвигательный модуль PPE при помощи тяжёлой ракеты-носителя Falcon Heavy.
По материалам Википедии.

На момент написания настоящей статьи успешно реализован только первый этап программы "Артемис" - "Артемис-1". Корабль "Орион" в беспилотном варианте успешно совершил полет к Луне и вернулся на Землю. Полет проходил в ноябре-декабре 2022 года.

Корабль "Орион" около Луны. Фото из открытых источников.
Корабль "Орион" около Луны. Фото из открытых источников.

Пока планируются следующие события (прогнозы, прогнозы...):

2024 год — запуск электродвигательного модуля РРЕ и Малого жилого модуля HALO на Falcon Heavy
2025 год — запуск посадочного аппарата SpaseX Starship Lunar
2025 год — Artemis 3: запуск корабля «Орион» с логистическим модулем и высадка на Луну
2027 год — Artemis 4 с экипажем, миссией которого будет сборка станции
После 2028 года — создание на Луне постоянной базы, рассчитанной на 15 лет эксплуатации.
По материалам Википедии

По поводу посадочного аппарата SpaseX Starship Lunar я высказал свое мнение в статье:

Листая старые журналы ("Техника-молодежи").

В дополнение к сказанному необходимо добавить, что полет SpaseX Starship Lunar к Луне потребует большого количества дозаправок топливом, а этой технологией в практическом смысле обладает пока только одна страна - Россия (и то, благодаря разработкам, сделанным в СССР).

План полета SpaseX Starship Lunar к Луне. Изображение из открытых источников.
План полета SpaseX Starship Lunar к Луне. Изображение из открытых источников.

Как по мне, то рисунки посадочных аппаратов, выполненные в 1971 году, кажутся мне более современными, да и более реалистичными (прим. ред. мнение автора этой статьи может не совпадать с мнением остального человечества).

На этом я хочу закончить раздел, посвященный Луне.

Продолжение следует.

Листая старые журналы ("Америка") часть 3.