Найти тему
NEFTEGRAM - Нефтеграм

Мы с приятелем вдвоем работали на дизеле

РЕАКЦИЯ
РЕАКЦИЯ

В феврале нас ждет очередная серия антироссийских санкций – в силу должно вступить решение о ценовом потолке для российских нефтепродуктов. Запад пытается понять, как эту идею воплотить на практике. По информации Wall Street Journal, обсуждается введение сразу двух предельных уровней – один для нефтепродуктов, продающихся дешевле нефти (мазут), другой для тех, которые торгуются дороже сырья (дизель).

Главный затык – как усидеть на двух стульях и избежать «дизельного кризиса» в Европе, который аналитики предсказывают с прошлого года. Пока все попытки заменить российский дизель на европейском рынке терпят крах. По данным Vortexa, в 2021 году более половины всех морских перевозок в ЕС и Великобританию приходилось на Россию. К декабрю, благодаря увеличению поставок из Саудовской Аравии и Индии, эту долю удалось сократить аж до 40%. При этом очевидно, что нефтепродукты из Индии – это та же российская нефть, поставки которой в Индию резко выросли в последнее время.

А пока Европа лихорадочно закупается российским топливом. Но даже самые большие запасы имеют свойство заканчиваться. Главной надеждой на Западе сейчас называют Китай. По сообщению Bloomberg, отгрузка дизельного топлива из Китая в декабре достигла самого высокого уровня как минимум с 2016 года. Квота на экспорт топлива из КНР на 2023 год увеличилась почти на 50% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Директор по исследованиям Wood Mackenzie Марк Уильямс оценивает потенциальный объем экспорта дизельного топлива из Китая в первом полугодии от 400 тыс. до 600 тыс. баррелей в день. Это примерно столько же, сколько ЕС и Великобритания могут потерять из-за ограничения поставок из России.

Не вдаваясь в объективность таких оценок (китайская экономика после отмены ряда ковидных ограничений предъявляет все более высокий спрос на топливо), хотелось бы напомнить об очевидных вещах. Первое – поставки дизеля из Китая объективно дороже из-за длинного транспортного плеча. Второе, и главное, – европейская экономика в этом случае попадает в полную зависимость от китайских поставок. Пекин известен своим умением жестко торговаться и при первом удобном случае потребует не только экономических, но и политических уступок. Как европейские политики сумеют продать это своим избирателям и вашингтонским покровителям – загадка.