Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Самый первый в мире авианосец построили японцы. Cколько их было у них во время Второй Мировой войны?

«Хосё» - это первый в мире авианосец специальной постройки, то есть корабль этого типа, специально спроектированный именно как авианосец, а не как крейсер или какой другой корабль, впоследствии переделанный под иные задачи. И сколько всего во время войны японцы успели построить кораблей этого типа, включая тяжелые, средние, легкие и эскортные?

"Акаги" - самый известный авианосец японского флота времен Второй Мировой войны
"Акаги" - самый известный авианосец японского флота времен Второй Мировой войны

Вторая Мировая война представила миру совершенно новый тип вооружений – авианосный флот. И среди ведущих авиационных держав в начале этой войны по авианосцам Япония держала первенство. После нее в этом отношении были сильны Великобритания и США, еще по одному авианосцу было у Франции и Германии, но французский корабль повоевать толком так и не успел, а Гитлер не успел свой авианосец достроить.

Нет, конечно, по количеству авианосцев к сентябрю 1939-го впереди были не японцы, а американцы, флот которых насчитывал 8 эскадренных авианосцев, а за ними англичане – 7 кораблей. У Японии к этому моменту было всего 6 авианосцев, однако их боеготовность и эффективность, как показали события начала войны на Тихом океане, были выше и британских, и американских.

Британский HMS Argus - первый в мире авианосец с плоской полётной палубой, но перестроенный из корпуса пассажирского лайнера
Британский HMS Argus - первый в мире авианосец с плоской полётной палубой, но перестроенный из корпуса пассажирского лайнера

Правда, уже скоро, во время сражения у Мидуэя, боеспособность японского авианосного флота упала – сказались большие потери как в кораблях, так и в летном составе, а также опытных экипажей кораблей. Но японцы постарались восполнить свой авианосный состав вводом в строй новых авианосцев, как и заново построенных, так и переоборудованных из других кораблей.

В итоге Япония до конца войны смогла реализовать 35 авианосцев, которые приняли участие в боевых действиях до 1945 года, причем только 24 из них можно было классифицировать как «линейные», то есть, использовавшиеся в составах эскадр в ударных целях. Среди них были как тяжелые, так и средние, и легкие, но все они были полноценными боевыми единицами, несмотря на разные возможности.

Кроме того, японские инженеры и судостроители смогли переделать 11 не боевых кораблей в эскортные авианосцы. В основном переделке подверглись гидроавианосцы, торговые и пассажирские корабли. Также к концу войны в японском флоте оставалось еще некоторое количество не переделанных в полноценные авианосцы гидроавианосцев, но из-за отсутствия у них полетных палуб их авианосцами назвать нельзя, поэтому я в данной публикации их рассматривать не буду.

Первый в мире авианосец специальной постройки - японский "Хосё". Фото сделано в 1923 году на ходовых испытаниях
Первый в мире авианосец специальной постройки - японский "Хосё". Фото сделано в 1923 году на ходовых испытаниях

Самым первым японским авианосцем специальной постройки считается «Хосё», который вошел в строй в 1921 году. Примечательно, что этот корабль был вообще первым в мире авианосцем специальной постройки, то есть кораблем этого типа специально спроектированным как авианосец, а не переделанным из крейсера или линкора. Британцы и американцы очень быстро оценили почин японцев и последовали их примеру. Вот так можно говорить о том, что первой по-настоящему авианосной державой мира была именно Япония, а не Британия, в которой первыми задумались о новом типе корабля, или США, где эта концепция начала получать дальнейшее развитие.

Интересно, что боевая биография «Хосё» оказалась очень скудной, так как повоевать ему немного удалось только в Китае, затем, в 1939-м, он был признан устаревшим и переведен в разряд учебных кораблей. Это, однако, не помешало ему принять участие в рейде на Мидуэй в мае-июне 1942-го, и его палубные самолеты-разведчики даже пролетали над местом затопления ядра японского авианосного флота 5 июня и один из них сфотографировал агонизирующий «Хирю».

"Хосё" после конверсии в гладкопалубный авианосец, 22 сентября 1924 года.
"Хосё" после конверсии в гладкопалубный авианосец, 22 сентября 1924 года.

Однако после этого ни в каких боях «Хосе» не участвовал, счастливо избежал бомбардировок Японии американцами, а после капитуляции даже послужил им, вывезя с отдаленных островов Тихого океана 40 тысяч японских военнослужащих, сложивших оружие. В 1947 году он был мирно разделан на металл, так и закончилась история первого в мире авианосца.

Но продолжим перечень остальных японских авианосцев, которые или вошли во Вторую Мировую, или были построены уже во время нее, а затем или погибли, или закончили свои дни так же, как и «Хосё» - разделкой на металл.

Итак, первый номер – лидер всемирного авианосного флота:

1). «Хосё».

Далее идут легендарные японские авианосцы типа «Акаги»:

2). «Акаги» - заложен в 1920 году как линейный крейсер, переделан в тяжелый авианосец в 1925-м, погиб в 1942-м.

3). «Кага» - заложен в 1920-м году как линейный корабль, переделан в тяжелый авианосец в 1927-м, погиб в одном бою с флагманом «Акаги» в том же 1942-м.

Эти два авианосца с самого начала своей службы стали ударными авианосцами, а с началом войны совершили несколько успешных рейдов – на Перл-Харбор, Рабаул, Дарвин, Цейлон, выполнили еще ряд важных задач для флота. Но в битве за атолл Мидуэй погибли от ударов американской палубной авиации с разницей в несколько часов – «Кага» поздним вечером 4-го июня, «Акаги» - ночью 5-го июня.

"Рюдзё" в море
"Рюдзё" в море

4). «Рюдзё» - корабль был заложен как легкий авианосец в 1929 году, сдан флоту в 1933-м, погиб 24 августа 1942 года под ударами американской палубной авиации в сражении у Соломоновых островов.

В составе ударного авианосного флота вместе с «Акаги» и «Кага» действовали еще два однотипных авианосца, погибли вместе со своим флагманом в том же сражении у Мидуэя 5-6 июня 1942 года.

5). «Сорю» - строился как средний авианосец с 1935 по 1937 гг., погиб в 1942-м.

6). «Хирю» - строился как средний авианосец с 1936 по 1939 гг., погиб в 1942-м.

Еще два однотипных японских авианосца, нашли свой конец в заливе Лейте на Филиппинах у мыса Энганьо в один и тот же день – 25 октября 1944 года.

"Титосэ" - лёгкий японский авианосец Императорского флота Японии времён Второй мировой войны
"Титосэ" - лёгкий японский авианосец Императорского флота Японии времён Второй мировой войны

7). «Титосе» - заложен в 1934-м году как гидроавианосец, вступил в строй в 1938-м, перестроен как легкий авианосец в 1943-м, погиб в 1944-м.

8). «Тиёда» - заложен в 1936-м как гидроавианосец, вступил в строй в 1938-м, перестроен как легкий авианосец в 1943-м, погиб в 1944-м.

Еще два однотипных легких авианосца:

9). «Сёхо» - построен в 1934 году как быстроходный танкер и база подводных лодок «Цуругизаки», в 1941-42 гг. переделан в легкий авианосец, погиб в том же 1942-м во время битвы в Коралловом море.

10). «Дзуйхо» - построен в 1935 году как база подводных лодок, в 1940-м переделан в легкий авианосец, погиб 25 октября 1944-го в заливе Лейте.

И еще два однотипных авианосца:

11). «Сёкаку» - строился в 1939-1941 гг. как тяжелый авианосец, погиб у Филиппин 19 июня 1944 г. после попадания 4-х торпед с американской подводной лодки.

"Сёкаку" ("Шокаку") в море. Художественная реконструкция
"Сёкаку" ("Шокаку") в море. Художественная реконструкция

12). «Дзуйкаку» - строился в 1938-1941 гг. как тяжелый авианосец, погиб у Филиппин (о. Лусон) 25 октября 1944 г. после попадания авиационных торпед и бомб.

И снова два однотипных авианосца:

13). «Хиё» - строился как океанский пассажирский лайнер с 1939 года, но вступил в строй как легкий авианосец в 1942-м, погиб 21 июня 1944 года у Марианских островов.

Хиё (Хийё) - японский авианосец времён Второй мировой войны. Первоначально был заложен 30 ноября 1939 года как пассажирский лайнер «Идзумо мару»
Хиё (Хийё) - японский авианосец времён Второй мировой войны. Первоначально был заложен 30 ноября 1939 года как пассажирский лайнер «Идзумо мару»

14). «Дзунъо» - строился как океанский пассажирский лайнер с 1939 года, но вступил в строй как легкий авианосец в 1942-м, дожил до конца войны, интернирован, сдан на слом в 1947-м.

Далее - четыре разных авианосца, внесерийных:

15). «Рюхо» - спущен на воду как плавбаза подводных лодок в 1939 году, в 1942-м переделан в легкий авианосец, дослужил до капитуляции Японии, был интернирован и в 1946-м был сдан на металлолом.

Тяжелый авианосец "Тайхо"
Тяжелый авианосец "Тайхо"

16). «Тайхо» - строился с 1941 по 1944 гг. как тяжелый авианосец, погиб в том же 1944-м от попадания всего одной торпеды с американской подлодки.

17). «Синано» - строился с 1940 по 1944-й как третий линкор типа «Ямато», но в 1942-м достраивался как тяжелый авианосец. Погиб в 1944-м во время первого не боевого похода от попадания нескольких торпед с американской подводной лодки.

18). «Ибуки» - начал строиться как тяжелый крейсер, был спущен на воду в 1943-м как легкий авианосец, но до конца войны в строй вступить не успел, а в 1947-м был сдан на слом.

«Синано» в море. Художественная реконструкция
«Синано» в море. Художественная реконструкция

Примечание: «Синано» считался самым крупным авианосцем в мире до самого 1961-го, когда американцы построили первый свой авианосец с атомной силовой установкой.

Теперь идут шесть средних авианосцев одной серии «Унрю»:

19). «Унрю» - строился с 1942 года по 1944-й, погиб 19 декабря 1944-го от торпеды американской подводной лодки по пути из Японии на Филиппины.

Авианосец «Амаги» после атаки бомбардировщиков
Авианосец «Амаги» после атаки бомбардировщиков

20). «Амаги» - строился с 1942 года по 1944-й, затоплен в конце июля 1945-го от бомбежек в базе японского ВМФ в Куре, в 1946-м был поднят, в 1947-м разделан на металл.

21). «Кацураги» - строился с 1942 года по 1944-й, дожил до конца войны, в 1947-м был разделан на металл.

22). «Касаги» - строился с 1943 года, до конца войны в строй вступить не успел, в 1947-м разделан на металл.

23). «Асо» - строился с 1943 года, до конца войны в строй вступить не успел, в 1947-м разделан на металл.

24). «Икома» - строился с 1943 года, до конца войны в строй вступить не успел, в 1947-м разделан на металл.

Японский средний авианосец "Икома" в достройке
Японский средний авианосец "Икома" в достройке

Ниже идут эскортные авианосцы, которые переделывались в основном из цивильных (пассажирских и торговых) судов, предназначались для сопровождения конвоев и защиты их от вражеских подводных лодок. Практически все погибли, кроме одного, которому посчастливилось дожить до конца войны.

Три эскортных авианосца типа «Тайё», были перестроены в легкие авианосцы из товаро-пассажирских японских лайнеров типа «Ниттамару» в 1942 году. Имели очень высокие характеристики, которые позволяли им действовать в составе флота, однако использовались только как учебные корабли или для перевозки самолетов. Все три были потоплены американскими подводными лодками.

25). «Тайё» - построен в 1940-1942 гг., погиб 18 августа 1944 г.

26). «Унъё» - построен в 1938-1942 гг., погиб 16 сентября 1944 г.

27). «Тюё» - построен в 1938-1942 гг., погиб 4 декабря 1943 г.

Далее идут разнотипные «эскортники».

Кайё («Каё») - японский лёгкий авианосец времён Второй мировой войны.
Кайё («Каё») - японский лёгкий авианосец времён Второй мировой войны.

28). «Кайё» - построен как пассажирский лайнер «Argentina Maru» в 1938-м, в 1943-м переделан в авианосец, принимал участие в боях, тяжело поврежден в июле 1945-го, в 1946-м разобран на металл.

29). «Синъё» - построен как немецкий пассажирский лайнер «Шарнхорст» в 1925-м, в 1944-м переделан в легкий авианосец, потоплен в 1944-м четырьмя торпедами с американской п/л.

30). «Акицу Мару» - построен как десантный корабль в 1941-м, в 1942-м переделан в легкий авианосец, погиб в 1944-м у берегов Японии от торпед подводной лодки.

31). «Нигицу Мару» - построен как десантный корабль в 1941-м, в 1943-м переделан в легкий авианосец, погиб в 1944-м недалеко от Окинавы от торпед подводной лодки.

Yamashio Maru - японский МАК-шип
Yamashio Maru - японский МАК-шип

32). «Ямасиро Мару» - построен как танкер типа «МАК-шип», то есть торговый корабль, оборудованный палубой и снабженный несколькими самолетами для борьбы с подводными лодками и «шальными» самолетами противника. Погиб в Иокогаме в феврале 1945 года во время бомбежки.

33). «Симанэ Мару» - строился как легкий авианосец на 12 самолетов, вступил в строй в феврале 1945-го, разбомблен в июле 1945-го британским самолетом у берегов Японии, но сел на мель, с которой был снят только в 1948-м.

34). «Отакисан Мару» - строился как легкий авианосец с конца 1944-го, но до конца войны в строй вступить не успел.

35). «Кумано Мару» - построен как десантный корабль с полетной палубой и самолетами в 1945-м, после войны служил в торговом флоте Японии, сдан на слом в 1951-м.

Kumano Maru
Kumano Maru

Практически все японские авианосцы, которые приняли участие в боях на море, даже эскортные, переделанные из цивильных судов, по своим основным техническим качествам были совсем не хуже американских и британских аналогов, и в нападении представляли для врага очень большую опасность. Однако недостаточная выучка экипажей, как правило, приводила к быстрой их гибели в морских пучинах, и часто с довольно большими жертвами.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ АВИАНОСЦАХ:

Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?

Где и как воевал японский авианосец «Акаги» после Перл-Харбора и до своей гибели около Мидуэя 5 июня 1942 года?

Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари

Кто сказал, что в ВМС Китая есть авианосцы? Нет у Китая авианосцев, и вряд ли когда-то появятся