Найти в Дзене

В Самару! Деревянное барокко, мыловаренный завод, музей городских легенд и "Том Сойер Фест" на улице Галактионовской

Получивший после окончания Тульской духовной семинарии назначение во вновь созданную епархию Евгений Тычинин прибыл в Самару в 1853-м. В том же году женился на 16-летней дочери самарских мещан Александре Федоровне, служил священником в Троицкой церкви и законоучителем в Первом мужском городском приходском училище.

Над входом - круглое окно - "иллюминатор"
Над входом - круглое окно - "иллюминатор"

За усердную службу многократно получал благодарности и поощрения от Священного Синода и епархиального начальства. Согласно окладным ведомостям, к концу 1850-х владел усадьбой, имеющей нынешний адрес Галактионовская, 91, на которой имелся одноэтажный деревянный дом в три окна с флигелем во дворе.

Закругленные сандрики увенчивались резными вазами с цветами.  Рисунок В.Г. Каркарьяна
Закругленные сандрики увенчивались резными вазами с цветами. Рисунок В.Г. Каркарьяна

В связи с ростом семьи и доходом решил сделать к существующему дому пристрой, а в дворе возвести дополнительные службы. 5 июня 1869-го года поданный Тычининым в городскую Управу проект был рассмотрен и утвержден – но тем же летом его усадебное место со строениями выкупил самарский мещанин-рыботорговец Петр Романович Богданов. Год оказался богат на события – в декабре новый владелец внезапно умер от белой горячки, так что заправлять коммерческими делами и усадьбой стала его жена Прасковья Алексеевна. В 1872-м году хозяйка получила от Управы разрешение на перестройку, придавшую дому новый и довольно необычный облик.

Замечательна прорисовка пилястр с капителями-кронштейнами в виде стилизованных коней
Замечательна прорисовка пилястр с капителями-кронштейнами в виде стилизованных коней

Фасад деревянного на каменном цоколе и с каменными брандмауэрами 6-осевого здания расчленен неширокими межоконными пилястрами. Их капители служат кронштейнами для кровли с широким свесом и имеют форму в виде резных коней. Ряд частых окон вертикальных очертаний внезапно соседствует с необычным окошком круглой формы над входом в левой части здания. Сандрики имеют изящные плавные формы, а оконные наличники украшены изысканной резьбой в виде ваз с цветами.

Объемный орнамент в верхнем поле наличников. Фото Н. Масловой
Объемный орнамент в верхнем поле наличников. Фото Н. Масловой

Хотя время «модерна» еще не пришло, специалисты усматривают его черты в прорисовке карниза, стилизованных конях-кронштейнах, изогнутых сандриках, вытянутых оконных наличниках с растительным орнаментом, окне – «иллюминаторе». А в резных вазах с букетами находят черты редкого «деревянного барокко».

Подоконный пояс декорирован традиционной пропильной резьбой
Подоконный пояс декорирован традиционной пропильной резьбой

В 1902-м году наследники Прасковьи Богдановой продали усадьбу мещанину Титу Ивановичу Малкову, о котором мы кроме имени ничего не знаем. Следующим владельцем в 1905-м году стал самарский купец Говша Бордухович Коган, выходец из белорусской Орши.

Сохранившиеся ворота ведут к "музею городских легенд"
Сохранившиеся ворота ведут к "музею городских легенд"

В Самаре его «заведение для выработки холодным способом кокосового и туалетного мыла» работало с 1893-го года, затем наладилось производство хозяйственного мыла для стирки, и дела пошли так хорошо, что в 1904-м году предприниматель Коган был зачислен в 1-ю гильдию самарского купечества.

Сразу за воротами нас встречает плиточное панно "Тетрис" на кирпичной стене брандмауэра. Автор "Тетриса" Андрей Сяйлев
Сразу за воротами нас встречает плиточное панно "Тетрис" на кирпичной стене брандмауэра. Автор "Тетриса" Андрей Сяйлев

Перенос мыловарни на купленное усадебное место на Троицкой состоялся 27 июня 1905-го года. Сам производственный процесс шел в подвальном помещении кирпичного дома во дворе усадьбы, наверху находились квартиры рабочих.

Бывшая мыловарня Когана во дворе усадьбы
Бывшая мыловарня Когана во дворе усадьбы

Предприятие было оснащено всеми техническими новинками, в частности «моторным двигателем» шведской фирмы «Аванс» мощностью 12 лошадиных сил, в феврале 1908 году Говша Коган подал прошение на проведение в усадьбу электрического освещения.

Двор бывшей усадьбы. Фото Н.Масловой
Двор бывшей усадьбы. Фото Н.Масловой

Как предприниматель-мыловар использовал выходящий на улицу особнячок с резными деревянными конями и букетами - неизвестно, зато известно, что в 1917-м году он свое процветающее предприятие и всю усадьбу очень своевременно продал.

на крыше летом проводятся концерты
на крыше летом проводятся концерты

Новыми собственниками стали служивший торговым агентом Ананий Ананьевич Шереметинский и уже знакомый нам Сергей Александрович Богушевский . Какое-то время после революции предприятие продолжало работу. В 1923-м году все строения были муниципализированы, фабрика закрылась окончательно, бывшие квартиры рабочих стали коммунальным жильем.

Площадка на крыше
Площадка на крыше

Памятник «деревянного модерна» по Галактионовской,91 после долгого забвения был, к счастью, отреставрирован в 2016-м году в рамках фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» , сейчас в нем работает ресторан «ХОТ ХОЛЛАНД».

-12

Еще на кирпичной стене брандмауэра восстановленного дома появился созданный художником Андреем Сяйлевым арт-объект «Тетрис» - панно в виде восьми с лишним сотен фрагментов исторических зданий Самары. В здании бывшей мыловарни с жилыми квартирами соседствует «Музей городских легенд».

интерьер ресторана "Хот Холланд"
интерьер ресторана "Хот Холланд"

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете