Найти тему

Почему на старых картах Петербург на острове?

На многих старых картах Петербург указан на острове в Финском заливе. Может это и был древний город ПетерСбург, который захватил Петр-I по версии сторонников альтернативной истории? Разбираемся.

Представьте ситуацию

В августе 1703 года в Финский залив входят голландские корабли, прибывшие к шведам за лесом, а им Меншиков с берега на русском: "Добро пожаловать в порт Петербурх, чего надобно? Лесу? Отгрузим."

Тут же, в заливе, стоит шведская эскадра адмирала Нумереса, он все это слышит и "телеграфирует" голландцам: "Купите лес у русских – потоплю!" Голландцы разворачиваются, а Меншиков им вслед: "Жаль, а царь вас, как первых купцов города Петра, в свою величайшую резиденцию приглашает".

История достоверная, светлейший князь Меншиков конечно не кричал с берега, но наделенный веселым нравом и хитростью мог что-нить такое и послать голландским купцам вслед, так сказать приукрасить действительность.

Какую новость голландцы могли привезти домой? То, что увидели и услышали – русские на острове город царю со дворцом построили.

Петербург действительно строили на островах дельты Невы. Но узнав о таком событии от моряков картограф взглянет на карту и найдет рядом с Невой только один остров Котлин.

А разве моряки не могли объяснить, что речь не об острове в море, а об острове на реке? А моряки действительно видели строительство на острове в море.

Уже 18 мая 1704 года, на отмели южнее острова Котлин, была освящена крепость Кроншлот. Укрепления были спешно построены, чтобы не дать шведским судам войти в Неву и Охту (река тогда была судоходной).

С Кроншлота началось строительство города Кронштадт на острове Котлин. Кронштадт и Петербург строили одновременно. Кронштадт встречал все корабли, идущие в Петербург, потому что порт пришлось строить в заливе на острове Котлин.

Большие торговые корабли разгружались в Кронштадте, они не могли пройти мелкую "Маркизову лужу", чтобы войти в Неву. Это был один из косяков Петра Первого, задумавшего построить новый город-порт на Балтике. Сегодня в Петербург корабли ходят по проложенным фарватерам.

Кстати, в Кронштадте тоже был домик Петра I и дома ближайших сподвижников царя. Улицы, сады и каналы носили названия как в Петербурге, что могло внести путаницу у заморских гостей, случайную, а может и намеренно задуманную.

Посмотрите на гравюру "Вид на Петербург и остров Котлин (Retusari)" 1704 года. Петербург видите?

Гравюра "Вид на Петербург и остров Котлин (Retusari)"1704 год. Понять, что где, поможет описание к гравюре. Копию гравюры можно найти в Президентской библиотеке, но без описания. Фото взято с блога профессионального антиквара https://leshchinskiy.livejournal.com/9256.html.
Гравюра "Вид на Петербург и остров Котлин (Retusari)"1704 год. Понять, что где, поможет описание к гравюре. Копию гравюры можно найти в Президентской библиотеке, но без описания. Фото взято с блога профессионального антиквара https://leshchinskiy.livejournal.com/9256.html.

Информации о новом городе было мало, плыли заморские купцы в него неохотно. Петру пришлось огласить "денежный приз" для "первоприплывцев". Первый торговый корабль и призер заплыва до Петербурга прибыл из Голландии поздней осенью 1703 года.

Чтобы запечатлеть новый город на картах, нужно картографу прибыть на место или послать кого понимающего туда, где идет война: летом 1703 и 1705 годов Шведы пытались взять остров Котлин и Санкт-Петербург.

Карты создавались по шаблонам (оттиски с медных пластин), которые не меняли десятилетиями, а информацию картографы получали от путешественников.

К картам и картографам того времени вернемся в следующих публикациях. Еще раз рассмотрим работы Гийома Делиля и обсудим, почему к ним не стоит относиться серьезно. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить.