Самым резонансным политическим преступлением начала ХХ в. в России стало убийство в сентябре 1911 г. во время торжественных мероприятий, посвященных открытию памятника Александру II в Киеве, председателя совета министров П.А. Столыпина.
Глава кабинета был тяжело ранен в киевском оперном театре на глазах Николая II.
Покушение осуществил молодой юрист Д.Г. Богров. Он был агентом Киевского охранного отделения, и из рук его начальника Н.Н. Кулябко получил билет в театр.
Этот факт, а также быстрая казнь преступника способствовали появлению слуха о том, что за Богровым стояли высшие чины полиции, отвечавшие за безопасность торжеств в Киеве:
- Н.Н. Кулябко,
- вице-директор департамента полиции М.Н. Веригин,
- дворцовый комендант В.А. Дедюлин,
- начальник «Охранной агентуры, подведомственной дворцовому коменданту» А.И. Спиридович,
- товарищ (заместитель) министра внутренних дел П.Г. Курлов.
Главную вину молва возлагала на П.Г. Курлова, конфликтовавшего со Столыпиным.
Однако комиссия сенатора М.И. Трусевича, тщательно исследовавшая деятельность названной четверки, не обнаружила в ней злого умысла. К тому же Столыпин летом 1911 г., по общему мнению историков, находился на пороге своей отставки. Одним из кандидатов на его место мог быть П.Г. Курлов. Но гибель премьера в ходе мероприятия, которое курировал Курлов, погубила его карьеру. Так же, как и карьеру его ставленника М.Н. Веригина.
В этой связи представляется, что Курлов и Веригин к организации преступления были непричастны.
Зато действия Н.Н. Кулябко по-прежнему внушают большие подозрения.
Поэтому определённый интерес вызывает версия, в своё время выдвинутая Д. Сейдаметовым и Н. Шляпниковым в книге, посвященной деятельности германских и австро-венгерских спецслужб в России. В ней ключевыми фигурами заговора с целью убийства Столыпина являются Кулябко и Богров, за которыми стоял австрийский шпион Александр Альтшиллер.
Авторы называют его наиболее «колоритной фигурой австрийского шпионажа в России».
По их версии коммерческие дела Альтшиллера были «лишь прикрытием его шпионской деятельности».
Он получил задание втянуть в «шпионские сети» командующего Киевским военным округом генерала В.А. Сухомлинова.
Альтшиллер «затеял это предприятие» в 1908 году. Он узнал, что генерал находится в интимных отношениях с Екатериной Бутович, женой одного местного помещика, и завербовал её. Знакомство с ней помогло Альтшиллеру «втереться в доверие» к генералу Сухомлинову. По предложению Бутович Сухомлинов поручил Альтшиллеру ведение её бракоразводного дела. Альтшиллер принял это поручение и «с большой ловкостью его обделал».
Отметим, что развестись, что в царской России было очень непросто. Регистрация заключения и расторжения брака находилась в руках духовенства, из-за чего процедура развода была крайне затруднительна. По сути, единственным основанием расторжения брака являлась супружеская измена. Её доказательствами в церковном суде признавались показания двух или трех очевидцев или документально подтвержденное наличие внебрачных детей. Эти трудновыполнимые условия вызывали многочисленные злоупотребления, включая лжесвидетельство. Таким путём и пошёл Альтшиллер.
Посредством подкупа свидетелей он добыл доказательства мнимой супружеской измены мужа Екатерины Бутович и, тем самым, помог ей развестись.
Участие Альтшиллера в этом бракоразводном деле поставило его в ряды интимных знакомых Сухомлинова: после женитьбы генерала на Бутович «австрийский шпион был уже свой человек в семье видного царского сатрапа».
Незаметно в ближайшем окружении Сухомлинова появляются «и другие австрийские агенты, работавшие в Киевском военном округе». Одним из таких агентов по версии Сейдаметова и Шляпникова был начальник Киевского охранного отделения Н.Н. Кулябко. Через него В.А. Сухомлинов будто бы познакомился с другими «австрийскими агентами» – Богровым и колбасником Поляком.
Эта «тёплая компания», утверждают авторы, систематически собиралась «проводить время» в доме Богрова на Бибиковском бульваре. «Сюда же инкогнито приезжали великая княгиня Мария Павловна и великий князь Борис Романовы».
Для того чтобы избежать «неприятностей» при посещении этого «притона», «Сухомлинов загримировывался и переодевался то в черный салонный костюм, то в костюм извозчика».
«По указанию Марии Павловны и Бориса Романовых и при активном участии Сухомлинова и Кулябко в доме Богрова шла подготовка убийства Столыпина. Вместо Столыпина на пост премьер-министра намечался Сухомлинов. Австро-германская разведка была кровно заинтересована в назначении его на этот пост».
Впрочем кто-такие Сейдаметов и Шляпников, выдвинувшие в 1939 году эти неправдоподобные обвинения - непонятно.
Ясно одно - трагическая гибель Столыпина нанесла большой ущерб российской монархии и была выгодна только её врагам.
Что касается романа Сухомлинова с Екатериной Бутович, то недавно вышла очень интересная книга, посвященная этому сюжету.