Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Регулярес" - кошмар Испании, ставший потом ее "гордостью".

Как когда-то говорил мой прадед «Мову ворога трэба знати!» (Язык врага нужно знать!). Для того, чтобы бороться с нациками, и нацистской идеологией, нужно не стоять на «мероприятиях» с «патриотическим лицом», а, четко знать и понимать механизм «работы» этой идеологии, механизм вовлечения в нее. Недостаточно сказать: «нацизм-это «фу»!», нужно четко показать почему «фу», в чем разница между фашизмом и национал социализмом (а, это разные идеологии), и, почему связываться с этим видом идеологий, мягко говоря… не стоит.

Хотел было совсем завязать с испанской темой, но исходя из комментариев, понял, что еще рано. Если честно, для меня самого тема Гражданской войны в Испании и близка, и интересна, она позволяет разобраться во многих вопросах, в которых политики потом очень сильно «намутили».

Большинству людей думать лень, ибо умственный труд бывает, порой тяжелее физического. Проще всего, набрать «правильных» штампов, и сыпать ими направо и налево. Таким людям всегда хочется получить быстрые простые ответы. А, думать нужно всегда.

К примеру, берем понятия «правый» или «левый». А, что такое «правые?» «Левый», значит коммунист, «правый», значит…

А, вот и нет. Давайте «отделим мух от котлет». Понятие «левый» означает только то, что движение ориентировано на равноправие всех граждан, «правый», означает, что движение ориентировано на разделение общества на «элиту» и «чернь». Не более того. Не мешайте, пожалуйста, в кучу идеологию, политику, экономику и религию. Да, есть, к примеру, идеология «клерикальный фашизм», когда идеологи фашизма, ради того, чтобы вовлечь в фашистскую идеологию побольше «баранов» (для достижения цели), подтягивают религиозные общины.

Я не имею ничего против религии. Люди, молитесь, хоть своему… (статусу в социальной сети). Но, как там говорил один мудрый человек? «Воздайте Богу – богово, а, кесарю кесарево!». Политики очень любят все мешать в кучу (и, как следствие эта «каша» перетекает в историю). Разложим все поп полочкам.

Мятеж в Испании был а) правым б) реакционным в) клерикальным г) военным д)… А, вот тут я споткнулся, ибо сначала хотел написать «националистическим», да призадумался. Да, на словах-то оно так, а по сути…

«Я ненавижу Франко! И отец мой его ненавидел!» Зная тот факт, что отец моего собеседника при Ф.Франко в Испании занимал солидную должность, и,зная, что Испания гордится своими "регулярес", я был удивлен (мягко говоря).

«¿Por qué?» (Почему?).

«Этот … (слово со сниженной лексической ценностью), ради того, чтобы прийти к власти, привел в Испанию этих … (слово с еще более сниженной лексической ценностью) РЕГУЛЯРЕС!».

Сейчас регулярес носят форму цвета хаки с белым воротником-буркой (т. н. альквисель (Alquicel)), красной перевязью и красную феску на головах.
Сейчас регулярес носят форму цвета хаки с белым воротником-буркой (т. н. альквисель (Alquicel)), красной перевязью и красную феску на головах.

О чем это он? Сейчас регулярес благодаря колоритной униформе в восточном стиле, и их традиционному замедленному маршевому шагу (60 шагов в минуту) шествия, они являются украшением проводимых парадов и других торжеств. Но не всегда было так. Когда-то они были символом кошмара…

Туземные формирования, как бы они ни назывались: сипаи, тиральеры или «казаки» вермахта, по сути своей, однотипны. Это формирования из «туземцев», созданные колонизаторами для удержания в подчинении местного населения. Схема их использования везде идентична.

Иногда, правда, «туземцы» не хотели воевать против своих. Тогда вступал в действие принцип: «разделяй и властвуй», когда части, сформированные из «туземцев» одного «вида», направляли против «туземцев» другого. Вермахт в этом отношении ничего нового тоже не придумал, направляя «восточные» или «казачьи» части против «русских». Все это старо как мир. В Испании тоже были такие части.

Но, кое в чем испанские военные переплюнули всех. Они пустили эти части против СВОЕГО народа. «Националисты», говорите? Ну, ну…

В реальности, Ф.Франко использовал в своих не только «регулярес» (они были не единственным видом туземных войск), но и ряд других туземных формирований, но, о них чуть позже. Испанский легион, это тоже отдельная тема. Не стоит мешать все в одну кучу.

Итак, что же такое «регулярес»? Официально датой создания Регулярных туземных сил (Fuerzas Regulares Indígenas), получивших также сокращенное название «регуларес», стал 1911 год.

Именно тогда бригадный генерал Домасо Беренгер и Фусте, 1-й граф де Шавен, родившийся в 1873 году на Кубе (потом дослужившийся до генерал-лейтенанта, и сменивший М.Примо де Ривьеру в должности премьера Испании) создал этот вид войск.

Вот он Домасо Беренгер и Фусте, 1-й граф де Шавен со своими "подопечными"
Вот он Домасо Беренгер и Фусте, 1-й граф де Шавен со своими "подопечными"

Части «регуларес», подобно подразделениям гумьеров или сенегальских стрелков Франции, комплектовались из представителей туземного населения. Название «регулярес» должно было обозначать тот факт, что военнослужащие этих частей являлись частью регулярной армии.

В отличие от большей части испанской регулярной армии, эти части были наемными. Солдатами и унтер-офицерами становились жители Марокко, которых вербовали в Сеуте и Мелилье и среди лояльной испанцам части берберских племен Рифских гор. Офицерами, как правило были испанцы, прибывшие «с материка».

К 1914 году были сформированы четыре «группос» (Grupos, эквивалент полка). Изначально планировалось, что это будут пехотные части, условия службы диктовали другие требования, и в их составе начала появляться кавалерия.

Группа (полк) состояла из штаба, роты обслуживания, двух пехотных таборов (батальонов), кавалерийского табора (батальона) в составе трех эскадронов, военного оркестра и взвода барабанщиков. К 1922 году подразделения регуларес дислоцировались в следующих регионах Испанского Марокко:

-1-я группа Регулярных туземных сил «Тетуан» - в городе Тетуан,

-2-я группа Регулярных туземных сил «Мелилья» в Мелилье и Надоре,

-3-я группа «Сеута» - в Сеуте,

-4-я группа «Лараша» - в Асилахе и Лараше,

-5-я группа «Эль-Хоейма» - в Сегангане.

Эти части участвовали в Рифских войнах (о них отдельно), и их численность возросла до девяти «групп». Мой знакомый был не прав в одном: Франко не был первым человеком, который использовал туземные части против испанского народа. Вернее, как …

Что мы слышали об Астурии в 1934-м году? Практически ничего. «Вики…» пишет о забастовке, о политических целях. Все было немного прозаичнее: горняки и крестьяне элементарно… голодали. Нет, не в знак протеста, а, потому, что нечего было есть. Против бастующих и восставших безземельных крестьян были направлены армейские части. «Добрый» начальник штаба Центральной армии Мануэль Годед Льопис посоветовал для подавления восстания привлечь африканцев (ибо был риск, что армия не будет стрелять в восставших, а, то и вовсе присоединится к ним).

Командовать операцией должен был Франсиско Паулино (и далее по тексту) Франко Баамонде, но президент А.Самора не рискнул назначит его командующим, оставив последнего в столице. Командующим операцией был назначен генерал Эдуардо Лопес Очоа (сам по себе человек-то, вроде ничего, даже где-то масон и либерал) и, в принципе, он хотел все решить мирным путем, но подручные ему достались… «что надо». Причем, перед отправкой войск Франко (пользуясь своими полномочиями) назначил командующим регулярес вместо подполковника Лопеса Браво своего ставленника и фалангиста подполковника Хуана Ягюе Бланко.

В результате получилась (не буду выражаться). Марокканцы не стеснялись «оторвавшись» на мирном населении (особенно на женщинах). Генерал Очоа был вынужден отдать некоторых регулярес под суд, и 12 человек были расстреляны, но сам заслужил прозвище «Астурийский мясник» (что и сыграло потом трагическую роль в его судьбе).

Во время гражданской войны Франсиско Франко, большую часть своей военной биографии командовавший колониальными войсками в Испанском Марокко, делал опору на туземные части. Википедия пишет о том, что «В период гражданской войны на стороне Франко и антиреспубликанских сил воевало 90 тысяч марокканцев». Если посчитать численность сил мятежников, то каждый четвертый (а, то и каждый третий) был…

Нет, не только марокканцы воевали на стороне мятежников, и не только регулярес. Помимо марокканских «регуларес» на испанской колониальной службе состояло еще несколько войсковых подразделений, комплектуемых туземцами.

Так, начиная с 1930-х гг., когда Испании удалось покорить расположенную к югу от Марокко Западную Сахару, получившую название Испанской Сахары, на территории этой колонии были созданы «Войска кочевников», или Tropas Nomadas, укомплектованные местными арабо-берберскими племенами, но также, как и «регуларес», находившиеся под командованием офицеров – испанцев по национальности.

-3

Рядовой состав «Войск кочевников» набирался из представителей западносахарских кочевых племен – так называемых «сахарских номадов», которые говорят на арабском диалекте хассания, но по сути являются представителями коренного берберского населения, ассимилированного и арабизированного бедуинами в процессе арабо-магрибского проникновения в Сахару.

Были еще Tiradores de Ifni из них тоже набирали желающих повоевать. (поэтому, туземцы из войск франкистов, на фото, немного в разной форме). До войны их было относительно немного, 1235 человек, но, потом их численность начала расти.

Tiradores de Ifni
Tiradores de Ifni

Подразделения из этих частей по мере их формирования отрядов из добровольцев, передавались в состав регулярес. Суммарно, набрали шесть батальонов (таборов). Нет, «верблюжьей кавалерии» в Испании не наблюдалось, а, вот бойцы из Сахары замечены были. Даже в «параде победы» у Франко они важно вышагивали.

Примечательно, что лидеры республиканцев, в особенности из числа представителей Компартии Испании, предлагали признать если не независимость, то, по крайней мере, широкую автономию Марокко с перспективой скорого предоставления полной независимости от испанского владычества.

Но, марокканцы в силу своей «непросвещенности» в такие мелочи не вдавались и в период гражданской войны отличались особой жестокостью.

К концу войны количество «группо» (полков) десяти пехотных, и, кроме того, были сформированы два кавалерийских полка (группо), в которых было по три табора (батальона) по три эскадрона в каждом. Я не говорю об «Испанском легионе», аналоге французского «Иностранного легиона» (о нем отдельно).

«Ну, воевали туземцы против испанцев, и, что?». А, ничего, «память» о себе оставили такую «добрую», что даже франкисты ужаснулись. Народ жаловался Франко (его же соратники), а, тот лишь делал удивленное лицо и разводил ручками. И, что, хоть кого-то наказали? Да, конечно!

Именно из числа представителей марокканских войск Франко создал «мавританскую гвардию» - личный эскорт, укомплектованный кавалеристами на белых арабских скакунах. Впрочем, после провозглашения независимости Марокко он был заменен испанскими кавалеристами, которые, однако, сохранили внешнюю атрибутику «мавританской гвардии» - белые плащи и белых арабских скакунов. Но это «чуть-чуть потом».

В города их вообще старались не пускать. Собственно говоря, для марокканцев сама экспедиция в метрополию представала замечательной возможностью пограбить европейское население и не только пограбить… Своими зверствами в оккупируемых городах и селениях Пиренейского полуострова марокканские солдаты сумели навсегда остаться в памяти испанского населения (у кого есть желание, почитайте, все есть в сети). Я принципиально не хочу «давить на слезную железу».

«Националисты» говорите? Ну, что же, будем считать, что это принудительное улучшение испанского генофонда «по франкистски». У них даже негласное соцсоревнование было.

Сразу после победы в гражданской войне марокканские подразделения никуда не ушли и продолжали участвовать в антиповстанческих операциях на территории самой Испании. Общая численность постоянного состава марокканских «регуларес» в период после гражданской войны достигала 12 445 солдат из числа туземцев и 127 офицеров. Часть вернулись в колонии, паять «группо» оставались «на материке».

На территории собственно Марокко было создано несколько дополнительных подразделений марокканских «регуларес» - 6-я группа «Шефшауэн» в Шефшауэне, 7-я группа «Лиано Амарилло» в Мелилье, 8-я группа «Риф» в Эль Хад Бени Сихаре, 9-я группа «Асилах» в городе Кзаг эль Кебир, 10-я группа «Баб-Таза» в Баб-Таза и две кавалерийские группы в Тетуане и Мелилье. Вот такие вот события. Если кто-то об этом забыл в Испании, ну что же…

Мы - нет. При чем здесь мы? При том, что в составе «Синей дивизии» (которую у нас зовут «Голубой»), эти «красавцы» тоже были (ну, надо же было их куда-то девать).

А, потом, когда Марокко стало независимым, в эти войска стали брать простых испанцев, и... все поменялось (к лучшему).