Найти тему
Михаил Исаев

Рисунки ручья Кундусуг – длинная дорога к мечте

Лет десять назад Юрий Есин рассказал мне о таинственной писанице в верховьях реки Амыл. До неё от крайней деревни Верхний Кужебар еще 3 дня пути. С тех пор я искал возможность туда попасть. Был вариант подняться лодке, но опытные люди рассказали о жутких прогах, которые пройти можно только на ветродуйке с бронированным дном.

И вот однажды я разговорился с археологм Тимофеем Ключниковым. Оказывается он тоже искал дорогу на верхний Амыл и нашел. Ездили они УАЗике по какой-то старой дороге старателей в сентябре и, естественно, чудом выбрались по первому снегу.

Дорога проходила через природный парк Ергаки и дирекция парка согласилась помочь – респект им и уважение. С нами поехал сам директор парка Игорь Грязин. Естественно, я позвал и Юрия Есина. Он главный специалист по окуневской культуре и с него, в конце концов, началось это приключение.

Серьезная дорога на Верхний Амыл началась сразу за мостом через реку Ус по дороге Туву. Мы просто съехали с асфальта и уперлись в реку. Тогда я еще не верил, что в тайге бывают дороги длиной в 200 километров.

Первые 15 минут ехали по реке, потом началась отсыпанная дорога. Её сделали старатели, добывающие золото. Примерно через 2 часа дехали до места, где в прошлом стояла саянская геологическая партия. Здесь искали золото, нефрит и много чего еще. Помню, биологи из Сано-Шушенского биосферного заповедника мне рассказали о каком-то аномальном участке в этом районе, где растительность необчно буйная, но мы его не встретили. Справа от нас тянулся длинный хребет, заним Тува. Ходят слухие, что на хребте есть исторические (археологические, шаманские) места. Может как нибудь соберусть туда в поисковку...

Затем дорога пошла в гору, перевал, штурм реки, еще один перевал и мы въехали в долину Черного озера. Раньше здесь проходила государственная граница с Тувой и на Черном озере стояла застава. Потом местные жители заготавливали бочками ягоду. Сейчас это территория парка.

Здесь высокогорная тундра - территория обитания северных олений. Историки считают, что именно в Саянских горах произошло одомашнивание северного оленя. Площадь тундры не большая - одной охотой не проживешь. Отсюда кетоязычные народы ушли с оленями на Север.

Ночевали в конюшне бывшей пограничной заставы, переделанной под жилую избу. Других зданий не сохранилось. Новый кордон еще только строился.

За время пока мы стояли на кордоне мимо нас проехал один джин – ехал на рыбалку. Оказывается место здесь весьма посещаемое.

На следующий день опять дорога, спустились с перевала в тайгу, стали попадаться привады на медведя и всякие охотничьи ловушки. Штурманули реку Амыл. Вепрь прошел и не заметил, а для УАЗика вода была уже большой. Сразу за рекой пара приисков. Тонкий ручеек мутной воды впадающий в Амыл выдал старателя. Видимо кто-то тихонечко намывает себе металл.

Еще немного и добрались до охотничьей заимки. Грядки с луком и морковью, амбар забитый всякой снедью, рядом строится новый большой дом. Живут двое – мужчина и женщина. Оказывается в годы раскулачивания отца женщины исключили из колхоза и вообще выгнали из деревни. Так он прижился на берегу Амыла. Его дочь осталась здесь жить, нашла мужчину и привела его в тайгу - так и живут. Дети ехали в город. Здесь под этим словом подразумевают Кызыл.

Расспросили хозяев про рисунки, оказывается до писаницы еще километров 7 вниз по течению – скоро закат и надо двигаться дальше. Странное чувство нереальности происходящего испытываешь, когда отходишь от берега на машине, но вид как из лодки. Перебравшись через воду пытались ехать берегом. В итоге шли на лебедке от дерева до дерева. "Плюнули" и вышли на реку. Глубина здесь около метра, Вепрь идет ровно, главное, чтобы валуны не попались и мостом не повиснуть. Еще пару километров по руслу и причалили к берегу. Таежная парковка, дальше - пешком. Через час – полтора и по описанию наконец нашли скалу.

Таежная парковка
Таежная парковка

Вот оно счастье - рисунки искали все. Среди нас был только один профессионал, поэтому поиск носил случайный характер и рисунки находились в самых необычных местах. Они были всякие – от простых до сложных.

Считается, что на камнях рисовали изображения духов. Их называют «тесы» или «доси». Они хозяева места – стражи территории.

В древности дороги всегда шли вдоль рек. По Амылу проходила дорога из Хакасско-минусинской котловины в Тоджу. И на ручье Кундусуг была граница владений.

Увы, день клонился к закату и надо было еще вернуться до заимки. Два дня пути и всего полтора часа счастья. Юрий Есин был вне себя от расстройства и пообещал прийти сюда еще раз. Теперь то он знал дорогу.

Мы же намывшись в бане и наевшись рыбы по утру отправились в обратный путь. Теперь мы ехали быстро. Все 200 километров таежной дороги прошли за один день, я едва не "выплюнул" позвоночник. Задержались лишь на одном перевале. За каких-то 20 минут набрали мешок кедровой шишки, да три пакета подберезовиков и подосиновиков. Хорошо собирать когда вокруг всего полно и никого нет, но добраться сюда трудно.

С богатой добычей, удовлетворенные увиденным отравились домой и ночью были уж в городе.

Так "бородач" съедает лиственницу. Моя коллега в восторге.
Так "бородач" съедает лиственницу. Моя коллега в восторге.