Рассказ "Сын полицая", часть 6.
В школе Мише поначалу было интересно. Но всё скоро надоело. Он соображал быстрее остальных учеников и не знал, чем ему заняться. Смотрел на других детей и не понимал, почему они так всё медленно делают. Он успевал везде и всюду, пока они выводили буквы или читали по слогам.
Больше всего Мише нравилась дорога от дома в школу и назад. Без малого 3 километра надо было пройти, чтобы попасть в соседнее село, где находилась школа. А по дороге было столько интересного. Если дождь прошёл, то глубину луж можно было измерить. И тогда не только Миша, но и другие дети приходили в школу с мокрыми ногами. А зимой так хорошо с горки прокатиться. И тогда приходил Миша на занятия весь красный, а домой возвращался без пуговиц и с драным ранцем. И тогда ему доставалось от мамы. И учительница переживала.
-Что мне с вами делать? Вы же заболеете, - спрашивала добрая Дина Ивановна. Она учила сразу два класса - 1 и 3. И Миша с завистью смотрел на тех, кто сидел справа. Они уже и читали, и писали. Когда ему окончательно надоело просто сидеть и ничего не делать, он попросил учительницу:
-Переведите меня во 2 класс, а лучше в 3. Я уже всё знаю.
-Откуда? - с улыбкой спросила Дина Ивановна.
-В деревне у старших ребят книжки брал и занимался. Читать и писать умею. И примеры решаю. Что мне делать в первом классе?
Учительница нашла, как выйти из положения:
-Чтобы перейти во 2 или 3 класс вести себя надо соответственно, а ты не научился. Пока поведение хромает, будешь учиться с первоклассниками. Я правду говорю?
-Ыгы, - вздохнул Миша, а потом спросил: - А если оно у меня всё время хромать будет, мне что всю жизнь в первом классе сидеть?
-Наверное, - усмехнулась Дина Ивановна.
-Тогда я вообще в школу ходить не буду!- надулся Миша, потому что представил, как он вырастет и будет учиться с малышнёй.
-Чтобы ты не скучал, я тебе поручение дам, - Дина Ивановна подошла к смышлёному ученику. - Будешь мне помогать.
-Как это?
-Пока я буду заниматься с другим классом, ты проверишь, как читают Зоя и Нина.
-Так я учителем буду временно?
-Да!
И Миша принялся за дело. Останавливал девочек, исправлял ошибки, которые они допускали при чтении. Говорил, чтобы прочитали ещё раз предложение.
Учительница наблюдала за Мишей и после урока похвалила его:
-Ты молодец! У тебя характер командирский! И в кого ты такой? Мама у тебя такая тихая и спокойная, а ты совсем другой!
-В кого? - задумался Миша, а потом ответил: -Я сам в себя!
***
Всю начальную школу Миша был помощником Дины Ивановны. И ему это нравилось. Сидеть без дела он совсем не мог, начинал шалить. Такой у него был характер.
***
Летом в деревне "команда" под руководством Мишки творила, что ей вздумается. Тем более, что Лизавета всё свободное время, которого было не так много, проводила у Вольги. Случилось горе. Микола попал под поезд. Вольга осталась вдовой с двумя маленькими детьми. И Лизавета помогала, как могла. То воды принесёт, то печку растопит, то с детьми нянчится.
В это время "воспитывала" Мишу и Витю крапивой Маруся. Ругалась на всю деревню, обзывая последними словами. Зато Василь был спокоен, считая, что жена зря бранится.
-Это же дети, когда им баловаться, если не сейчас?
-Пока ты ухмыляешься, этот "Федька номер 2" нашего Витьку с пути истинного собьёт.
-Ты про Мишку?
-А про кого же ещё?
-Так он вроде учится хорошо.
-И что? А творит он что? Ему волю дай, так он нас здесь всех порешит, - и МАруся погналась за Мишей с крапивой в руке.
-Ты говори, но не заговаривайся. Как я только мог на тебе жениться? Не пойму, - Василь пошёл в дом. А Маруся продолжила "воспитательный" процесс.
***
Пока Лизавета помогала Вольге, Мишке была воля вольная. Уроки он делал быстро, а потом отправлялся на улицу, где его уже ждали ребята. Вместе играли в "пекаря", в "ножички". А ближе к воскресенью решали, как пройти вечером в кино.
Это было настоящее событие. В сельский клуб к 8 вечера собирались и молодые, и пожилые. Желающих было столько, что все в зале не вмещались. Поэтому приносили свои стулья. А дети и вовсе пристраивались на полу, подстелив газетку. Но была одна беда: кино стоило 5 копеек. И это детский билет. Но и на него Лизавета не могла выделить Мише деньги. Да и другие деревенские жители разрешали ходить своим детям в кино 1 раз в месяц. Но хлопцам хотелось каждую неделю наблюдать за тем, что происходит на экране.
И придумал Миша с Маруськиным Витькой и другими деревенскими хлопцами в колхозный сад наведываться. Там яблоки такие выросли, наливные и ароматные. Игнат, который крутил кино, был согласен пропускать мальчишек взамен на несколько яблок.
В саду был сторож, точнее два. Вдова тётя Надя подрабатывала сторожем и дед Минай. Он жил одиноко,потеряв своих близких на войне.
Мишка придумал план. Пока он и Витька заговаривали Минаю зубы, остальные члены компании рвали яблоки. Потом Мишка и Витька прощались с дедом, сказав, что пора домой, и убегали. И вся "команда" шла в кино, довольная и счастливая, обсуждая, как лихо удалось провести Миная.
-Здорово, - протянул руку деду Мишка, а следом и Витька. - Можно к тебе?
-А как же, - ответил Минай.
Витька с Мишкой переглянулись. Оба подумали о том, когда же Минай угостит их яблоками. Он это делал всегда. Дед всё понял по глазам хлопцев и принёс угощение:
-Вот, берите, это опадыши, а они самые вкусные.
-Спасибо! - в один голос ответили парни. И вдруг Мишка заметил у деда в руках несколько фотографий.
-А кто это? - поинтересовались ребята.
И дед Минай начал рассказывать о своём сыне, который отдал жизнь за Родину. Миша и Витя слушали деда открыв рот. Минай в конце истории сказал:
-Помог мой Сашка освободить нашу землю от врага, а сам голову сложил, чтобы вы жить могли.
-Герой он,- сказал Витька, - и мой папка герой, а Мишкин нет. Он немцам продался. Мне мамка говорила.
Мишка сжал кулаки:
-Ты же друг мне был и говорил, что вспоминать не будешь!
-А я и есть друг. Это же не ты полицай, а папка твой, - растерянно ответил Витька.
Минай, увидев, что хлопцы сейчас подерутся, поспешил их примирить:
-Вы бы лучше дело доброе помогли мне сделать. И даже не одно.
-Какое? - парни уже забыли, что только что готовы были начистить друг другу физиономию.
-Вы же знаете, что двоих солдатиков я похоронил на лесной опушке?
-Ага.
-Так надо бы могилку в порядок привести.
-А ещё какое дело? Ты же, дед, сказал, что их два, - хотел уточнить Мишка.
-Второе сможете сделать, когда подрастёте. Надо бы узнать, кто они, солдатики похороненные. Документов при них не было, немцы забрали. Но должны же быть какие-то данные о том, какая часть здесь стояла в 43-ем и кто из солдатиков без вести пропал. Родные хоть бы приехали к ним, узнали бы, где их воины головы сложили.
В это время раздался свист. Это был сигнал, но Мишке уже было не до кино. Он загорелся этой идей. И пообещал Минаю:
-Мы в школе всё обсудим и найдём родственников. Правда, Витька?
-Конечно, друг! - ответил он и похлопал Мишку по плечу.
-Ступайте, вас уже заждались, - хитро подмигнул им дед.
Миша и Витя переглянулись и покраснели. Когда отошли на приличное расстояние от сада, Миша тихо сказал:
-Больше не будем деду зубы заговаривать. Обойдёмся без кино.
-Угу, - согласился Витя.