Приказом №4/н от 18 января 1944 года медалью "За Отвагу" был награжден гвардии младший сержант Сергей Митюнин. Его должность на момент представления в преамбуле наградного листа обозначена, как шофёр роты технического обеспечения 39 гвардейской отдельной танковой бригады. Вот фрагмент его наградного листа.
В самом тексте представления его должность уже названа более конкретно - "шофер-моторист электросварочного агрегата". Достигнутые им результаты боевой работы с 19 по 25 декабря 1943 года - это выполненные сварочные работы на 19 боевых машинах, из которых 7 требовали заводского ремонта.
То есть, Сергей Митюнин по сути совмещал должность шофёра передвижной мастерской (ремонтной летучки) и моториста электросварочного агрегата, имеющегося в составе оборудования этой летучки. И, видимо, он был действительно классным специалистом в области электросварки.
Ремонтная летучка типа А или называемая иначе ПМ-3 (подвижная (походная?) мастерская) была принята на вооружение РККА в 1935 г.
Предназначена ремонтная летучка типа А для текущего ремонта автобронетанковой техники в полевых условиях.
Базовое шасси – ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ или ГАЗ-ААА.
Экипаж – 4 человека. Интересно, кто ещё по специальностям входил в состав экипажей таких летучек?
Наличие в РККА летучек типа А на 01.06.1941 - 2624 шт.
Поставки в РККА 06.1941-05.1945 - 643 шт.
После бомбардировок немцами ГАЗа летом 1943 г., когда производство ГАЗ-ААА было прекращено, летучки типа А, по всей видимости, изготавливали на шасси машин, прошедших капитальный ремонт.
Кузов летучки имел следующую конструкцию. Деревянный каркас кузова из шести деревянных стоек посредством стальных угольников и косынок крепится на деревянной платформе, образующей пол кузова. Внутри и снаружи каркас обшивался листами фанеры, между которыми был проложен войлок, служащий для утепления кузова. На стойки настилалась крыша, состоящая из продольного и поперечного набора брусьев, соединенных шурупами и фанерного настила. Сверху фанера покрывалась лаковой мастикой и обтягивалась брезентом окрашенной краской защитного цвета. К передним стойкам каркаса крепилась фанерная стенка с окном для доступа к ящику, расположенному над кабиной шофера. Этот ящик служил для размещения запчастей и инструмента и крепился к каркасу кузова и к поперечному брусу крыши шурупами и болтами. Для усиления крепления этого ящика к кузову служили также металлические кронштейны. Боковые и задняя стенки, закрепленные на каркасе кузова, были откидные и использовались в качестве защитных навесов. Деревянные борта кузова в этой ситуации были открыты. В походном положении боковые стенки крепились прижиманием бортов, а на задней был специальный запор. Пол кузова сделан из досок, которые привинчены болтами к поперечным швеллерам, прикрепленным с помощью хомутов к раме автомобиля. В задней части кузова имеется створчатая дверь, а по бокам окна. Для искусственного освещения служат два или три плафона с электролампами по 30 ватт каждая.
При помощи мастерской описываемого типа могли производиться следующие ремонтные работы:
1) слесарно-сборочные;
2) токарно-винторезные;
3) шлифовальные;
4) сварочные;
5) кузнечные
Мастерская имела оборудование двух типов - стационарное и переносное.
Стационарное оборудование включало:
1) токарно-винторезный станок типа СП:-162 с высотой центров 150 мм и максимальным расстоянием между центрами 150 мм. Станок приводится в действие от электродвигателя постоянного тока напряжением 110 в, мощностью 1,3 квт, расположенного позади станка на полу кузова;
2) слесарный верстак с двумя тисками и штативом для электродрели марки ФД-5 постоянного тока с напряжением 110 в;
3) наждачное точило диам. 200-250 мм, установленное на валу электродвигателя ПН-5 постоянного тока, мощностью 0.37-0,52 квт при числе оборотов 1450 в минуту;
4) ящик для кузнечного инструмента;
5) ящик для сварочного инструмента;
6) калорифер для отопления кузова мастерской в зимнее время. Калорифер сделан из тонкого листового железа, находится внутри кузова и крепится около его передней стенки на металлической подставке, которая привернута болтами к полу ку зова. Нагревание калорифера осуществляется отработавшими газами двигателя автомобиля. Для этой цели от выпускной тру бы двигателя ,сделан специальный отвод.
Выносное оборудование включало:
1) агрегат типа АЛ-6/2, служащий источником тока для осветительной и силовой сети. Агрегат представляет собой бензино-электрическую установку с двухцилиндровым четырехтактным двигателем мощностью 6 л. с при 2200 об/мин и генератором ПН-28-5 мощностью З квт. Генератор агрегата монтируется на общей раме с двигателем и соединен с последним с помощью эластичной муфты.
Агрегат имеет колеса для передвижения. Для работы он выкатывается наружу, а в транспортном положении устанавливается на середине пола кузова и закрепляется специальными крючками.
2) генератор РА производительностью 1000-1200 л ацетилена в час. Вес генератора без ·воды 50 кг, с водой- 120· кг. Диаметр и высота-450 и 1280 мм; газосварочной аппаратуры и зарядно-осветительных агрегатов. ·
Оборудование походной мастерской смонтированной на автомобиле ГА3-АА или ГА3-ААА, включало:
1) слесарный верстак с тисками;
2) бензосвар, состоящий из кислородного баллона, бака с бензином или бензолом и набора горелок;
3) механический однотонный верстачный пресс ГАРО;
4) наждачное ручное точило;
5) кислотный ареометр, служащий для определения плотности электролита;
6) нагрузочную вилку для проверки напряжения батарей и аккумуляторов;
7) комплект приспособлений, применяемых при ремонте авто мобилей, состоящий из съемников, приспособлений для запрессовки деталей, различных установочных приспособлений, набора ключей;
8) ручную дрель;
9) тавотонабиватель;
10) наковальню;
11) медницко-жестяницкий инструмент;
12) мерительный инструмент.
То есть по сути такая летучка - это целый микро-завод на колёсах, включая "заводскую лабораторию". Меня вообще удивило, сколько разнообразного и сравнительно громоздкого оборудования удалось "впихнуть" на такую в общем-то небольшую площадь... Как говорится, "да, были люди в наше время..."
Интересны ещё некоторые детали, которые можно узнать из представления шофёра-моториста к медали "За Отвагу". Ему в 1943 году было 40 лет, член ВКП (б), на фронте с 1942 года, ранее был награжден медалью "За боевые заслуги". И самая интересная, на мой взгляд, деталь - содержание графы "Каким РВК призван". В этой графе написано - "парт.мобилизация".
Да, во истину Сергей Иванович Митюнин - это один из многих настоящих "рабочих войны", потом ( к счастью, не кровью!) которых ковалась победа в той жестокой "войне моторов, войне брони, войне скоростей"...
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Степка долго ещё не мог заснуть, ворочался, слушая храп Виктора на соседней койке. Утром, перекусив бутербродами с салом из "операционного" вещмешка и запив завтрак холодным чаем, напарники двинулись на "газике" в исходную точку начала операции. До "точки" надо было ехать около часа. Это был пустырь, примыкающий к первая станций, на которой останавливался поезд Горький-Москва, после того, как он отправлялся из Горького.
Добрались до места без происшествий. Встретил их командир группы "обеспечения и поддержки", немногословный лейтенант, которого звали Николай. Он прежде всего и очень серьёзно поздравил Виктора и Степку с "двадцать шестой годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции" и дополнительно пожал им руки после этого поздравления. Виктор в ответ рассыпался длинной тирадой, процитировав "близко к тексту" какой-то революционный призыв, из списка опубликованных в газетах недавно по случаю "октябрьской годовщины". Степка отреагировал на поздравления более коротко и сдержанно:
- Спасибо, взаимно...
В сторонке за кустом сидели у небольшого костерка трое бойцов с карабинами, чуть поодаль радист возился с рацией, периодически вскакивая и поправляя антенну, "развешенную" на кусте. Над костерком парил закопчёный котелок с водой. Бойцы уплетали яблоки, собранные видимо с одинокой яблони и полуразоушенной избушки неподалёку.
Лейтенант попросил у Степки "маузер" и лично убедился, что он заряжен правильными патронами. При этом он извинительным тоном произнес немного туманно:
- Как говорится, доверяй, но проверяй... Ответственность за личным составом всё-таки на мне...
Потом все "действующие лица и исполнители" впервые отрепетировали "первый акт пьесы" на местности. Виктор наблюдал со стороны, а радисту было не до наблюдений. У него вроде бы забарахлила рация или "погоды совсем не стало". Действительно, подул сильный ветер и стал накрапывать мелкий дождь. Лейтенанту первая репетиция не понравилась. Немного изменили диспозицию и "прогнали" всё ещё раз. Степка даже охрип, выкрикивая неоднократно "бах-бах". Чкть перевели дух.
Прибежал радист и сообщил, что Дед сел в поезд, в третий вагон. После этой хорошей новости все присутствующие согрелись немного кипятком, сделав по паре глотков из передаваемой из рук в руки большой кружки и одновременно обхватив её при этом обеими ладонями. У Степки от этой процедуры заболела ещё тонкая новая кожа на только что затянувшихся ожогах. Один из бойцов за "чаепитием" попытался рассказать анекдот, но лейтенант так на него посмотрел, что рассказчик поперхнулся на полуслове. Слушатели так и не узнали, "когда можно начать смеяться".
Через десять минут Николай, подхватив свою винтовку в парусиновом чехле, всем приказал выдвинуться на исходные позиции. При этом он ещё раз напомнил трём бойцам и Степке, что поезд будет стоять на станции всего пять минут. Все опять сверили часы. Степке лейтенант при этом ещё раз строго указал, что обойму в "маузере" он должен будет сменить в любом случае. Виктор, оставаясь в роли "помощника режиссера", попытался "заступиться" за Степку перед Николаем, попросив того, чтобы было "не очень больно", но лейтенант шутку или не понял, или просто решил на неё в тот момент не реагировать. Он молча кивнул в ответ и отпрпавился к своей позиции, небольшому штабелю из шпал.
На своей исходной позиции Степка успел ещё раз замёрзнуть, каждую минуту-полторы поглядывая на свои часы. Поезд подошёл к станции с опережением расписания на две минуты. Такой вариант тоже был предусмотрен "сценарием первого акта пьесы". Надо было просто подождать "на исходных" эти лишние две минуты. Тут почему-то Степку от холода или от внезапно возникшего волнения стала бить лёгкая дрожь.
Минутная стрелка неумолимо достигла заданной метки на циферблате часов, Степка глубоко вздохнул, приготовил "маузер", поправил вещевой мешок за спиной, поднялся и побежал к поезду. Буквально через несколько секунд этот бег стали сопровождать сзади громкие крики "стой, стой". Степку по железнодорожному пустырю стали преследовать и кричать на бегу трое бойцов с карабинами.
Преследователи открыли огонь по Степке грамотно, стреляя по очереди с колена. Затем они пробегали десяток-полтора шагов и снова делали по выстрелу. До поезда Степке уже оставалось пробежать метров тридцать-сорок, когда он развернулся в сторону преследователей и открыл по ним огонь из "маузера". Первыми тремя выстрелами он "заставил" всех бойцов залечь. Причём, все трое залегли "правильно", как на репетиции. Третьего бойца Степка теперь не видел совсем. Он скрылся за небольшим штабелем из шпал, за которым до этого расположился лейтенант.
Следующие полминуты прошли в обоюдной перестрелке. Степка выпустил ещё четыре патрона. Двое бойцов после этих выстрелов по очереди упали и замерли в пожухлой траве. Первая "ответная" пуля попала Степке в вещмешок. В нем что-то звякнуло. Степка в ответ выстрелил ещё раз и замер, вытянул руку из своего укрытия в сторону и всё-таки зажмурился.
Лейтенант оправдал свою репутацию. Пуля из его снайперской винтовки пробила рукав Степкиной шинели и только лишь по касательной обожгла правое предплечье. Практически тут же из-за штабеля шпал выскочил третий боец с карабином, которого Степка "свалил" двумя выстрелами из своего "маузера". Тут ему в голову пришла совершенно ненужная сейчас мысль, что на передовой он такими "результатами" стрельбы мог бы посоперничать даже с "самим Иваном".
Теперь главной задачей у Степки становилось "сесть в поезд". Паровоз уже дал гудок и состав "толкнулся" взад-вперёд, когда Степка вскочил на подножку последнего вагона. Человек, одетый в железнодорожную форму, открыл ему дверь в тамбур, помигнул и спросил:
- Сколько патронов осталось?
Степка узнал в интересующимся такими подробностями шофёра "эмки", который пару дней назад исполнял роль санитара в медпункте, и ответил, тоже подмигнув в ответ и пожав плечами:
- Один, как договаривались...
"Бывший санитар" спустился на подножку и уже приказным тоном выдал:
- Пуляй быстрей, а то падать будет больно!
Поезд набирал ход. Степка выстрелил в воздух. "Железнодорожник" неуклюже спрыгнул с последней ступени подножки, покатился по насыпи и замер, уткнувшись лицом в гравий.
Степка вставил в маузер обойму с боевыми патронами, открыл дверь и шагнул в вагон. Царапина на руке от пули лейтенанта начала немного пощипывать.
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.