Найти в Дзене
Художник Online

Масляная живопись: пишем кувшин поэтапно

Оглавление

Преподаватель - Бердюгина Екатерина

Содержание

Что получится в результате
Материалы
Шаг 1. Компоновка
Шаг 2. Живописное раскрытие холста
Шаг 3. Раскрытие кувшина
Шаг 4. Детали в холодных тонах
Шаг 5. Касания предмета к фону
Шаг 6. Мягкие касания на столе
Шаг 7. Блики

Рисуя натюрморт, можно освоить многое в технике изображения предметов, взятия правильных пропорций, внимательной работы со светом и тенью. На этом бесплатном уроке Екатерины Бердюгиной мы сосредоточимся еще на одном важном аспекте.

Видео, по которому можно нарисовать кувшин в этюдной манере, позволяет освоить принцип мягких касаний в работе маслом. Для начинающих художников очень полезно разобрать, как выглядят и как создать в своей картине мягкие касания внутри предмета и касания предмета к фону. Мы будем работать в ограниченной цветовой гамме, полностью погрузившись в особенности передачи теплых и холодных оттенков и выделения предмета на почти однотонном с ним фоне.

Что получится в результате:

-2

Вам понадобятся:

·         холст горизонтального формата
·         масляные краски в ограниченной гамме:
- белила титановые
- кадмий желтый светлый
- ультрамарин синий
- умбра натуральная
- охра светлая
- сиена жженая
- кадмий красный (светлый или темный)
·         палитра
·         масленка
·         ветошь
·         льняное масло + пинен или разбавитель-тройник – масло необходимо для создания мягких касаний
·         плоские кисти

Шаг 1. Компоновка

Возьмем самый нейтральный цвет – охру светлую – и разведем ее с большим количеством разбавителя на палитре. Глиняный кувшин расположим не в центре, а чуть справа, сдвинем его относительно центра холста, чтобы композиция не оказалась слишком симметричной и невыразительной.

Наметим охрой общий силуэт предмета и дальнюю границу стола. Старайтесь проводить линию стола ровно – можно проверить ее горизонтальность по высоте относительно нижнего края формата. После определения местоположения и размера кувшина в формате (важно, чтобы он не упирался в края или, наоборот, не был слишком узким) начинаем строить его собственную симметрию. Проведем осевую линию и наметим перпендикуляры эллипсов в тех местах, где форма предмета изменяется. Две половины каждой горизонтали должны быть одинаковыми по размеру – тогда кувшин будет симметричным.

Покажем толщину горлышка. Обратите внимание, что здесь нет раскрытого эллипса. Можно показать слегка раскрытые эллипсы ниже, на утолщении, и в основании кувшина – он будет шире всех, поскольку мы смотрим на него сверху. Намечаем ручку – старайтесь взять ее в характере формы, показываем толщину.

Проверяйте пропорции и характер предмета еще на этапе построения рисунка – он должен быть похож на референс или натуру.

-3

Шаг 2. Живописное раскрытие фона

Берем крупную кисть, чтобы заложить фон. Работа будет решена в охристо-коричневых оттенках, поэтому будем использовать большое количество охры, умбры и тех земных оттенков, которые есть в вашей палитре.

Смешаем охру с умброй и введем ее в фон. В разбавителе присутствует льняное масло, поэтому краска будет схватываться не быстро, в отличие от лака. Так мы сможем сделать плавное касание предмета к фону, после того как раскроем и сам предмет. Добавляем где-то больше охры, где-то умбры (там, где фон темнее). Можно ввести чуть синего и сделать фон холоднее. Пока пишем без белил, но все равно стараемся разнообразить оттенки фона.

Если вам показалось, что мазки фона слишком активные, их можно смягчить с помощью крупной кисти. Так краски перемешаются, и фон станет более однородным.

Горизонтальную плоскость раскрываем аналогичным образом, но добавив больше умбры и немного сиены жженой. Стол имеет сложную текстуру, поэтому стоит сначала заложить темные тона, затем хорошо отжать кисть и добавить больше разбавителя. Так мы передадим интересную выбеленную текстуру дерева. Добавив немного синего и охры, получим большую живописность – теплые коричневые оттенки будут перемежаться холодными.

-4

Шаг 3. Раскрытие кувшина

Начинаем раскрывать кувшин. Его можно писать уже с белилами и более укрывисто. Возьмем сиену и охру, замешаем их через белила и введем этот цвет в освещенную часть кувшина. Добавим чуть желтого и красного, чтобы цвет стал более оранжевым, похожим на обожженную глину, и закроем им полутона и тени. Сейчас важно заложить общий тон, в который впоследствии будем вводить более темные оттенки.

Берем умбру и сиену жженую и мягко вписываем их в плоскость кувшина. С этого момента мы начинаем работу над мягкими касаниями, пока только внутри предмета. Помимо того, что кувшин имеет объем, выраженный через тональные зоны света и тени, он имеет сложный окрас, так как неравномерно обожжен. Поэтому поэтапно вводим темные оттенки с помощью умбры и сиены в те места, где есть эти тени. Можно брать и чистую сиену, хорошо подходящую для глиняных предметов, и утемнить отдельные участки. Этой же кистью, хорошо ее протерев, смягчим касания между цветами и сформируем объем кувшина с помощью этих переходов. Стараемся оставлять светлые места и мягко списывать касания между светом и тенями.

Охрой напишем освещенную плоскость на ручке.  Если необходимо, можно восстановить оранжевым оттенком слишком размытые области.

Шаг 4. Детали в холодных тонах

Берем умбру с синим и вводим интересные эффекты обжига темными линиями. Если взять больше синего, можно получить не только теплые, но и холодные оттенки. Борьба теплого и холодного даст в вашей работе больше живописности.

Возьмем тонкую кисть и напишем некоторые детали умброй натуральной и сиеной жженой. Покажем тень на горлышке и кое-где усилим собственную тень на кувшине. Также мягкие касания можно делать с помощью пальца – так получатся красивые мягкие эффекты.

Где необходимо, добавляем теней через умбру и сиену. Не забудьте про рефлекс: берем белила с синим, добавляем немного охры и умбры и введем этот отсвет на правых границах кувшина и ручки. Сделать его чуть теплее в некоторых местах можно сиеной жженой с белилами. Аналогичным образом смягчим касание рефлекса и собственной тени.

-5

Шаг 5. Касания предмета к фону

Замешаем более светлый оттенок фона – через белила и умбру с небольшим добавлением охры. Этим оттенком, как бы втирая краску в поверхность холста, проходимся рядом с предметом. Старайтесь не заходить на предмет, но при этом кистью нужно проводить очень близко к нему, чтобы сразу смягчать касания к фону. С правой стороны можно взять чуть светлее, с охрой, чтобы на контрасте лучше читались темная ручка и теневая сторона кувшина. Также здесь можно смягчать касания пальцем.

Обратите внимание, что фон меняет тональность в разных частях работы относительно предмета: с темной стороны предмета он будет чуть светлее, а с освещенной – наоборот, чуть темнее. Так предмет визуально лучше отделяется от фона и смотрится выразительнее.
Фон можно не записывать полностью этим цветом, а мягко увести этот холодный оттенок чистой плоской кистью в более теплый охристый тон.

Шаг 6. Мягкие касания на столе

Теми же холодными оттенками, белилами с умброй, поставим несколько мазков в поверхности стола, чтобы сильнее передать фактуру дерева. Такие мазки под самим предметом и сбоку еще больше выделят кувшин из фона. Касание плоскости стола и фона должны быть совсем мягкими, чтобы дальний план не спорил с передним и плоскость грамотно ложилась в пространстве.

Касания предмета к фону должны быть более мягкими в теневой области, а на свету, наоборот, они могут стать жестче, четче. Благодаря этому зритель будет смотреть на более проработанную зону, а мягкие касания будут уводить боковые части предмета в пространство.

Шаг 7. Блики

Для создания бликов замешаем белила с охрой с небольшим добавлением синего. Проверьте оттенок мягким мазком на горлышке и при необходимости сделайте его еще более холодным. Небольшими мазками поставим несколько эффектных бликов на предмет, но постарайтесь не переборщить и поставить их в нужных местах. Если их оказалось слишком много или они слишком активные, их можно смягчить так же, как касания других оттенков.

Блики помогут сделать кувшин еще более реалистичным, материальным.

-6

Если учитывать правила создания мягких касаний и применять их в своем творчестве, ваши работы станут более реалистичными, с полноценной воздушно-пространственной перспективой. Надеемся, после этого урока вы сможете не только нарисовать кувшин, но и написать более сложные работы, применяя новые знания.

Посмотрите видео-версию этого урока, чтобы проследить за каждым движением преподавателя.