У немки, которая в 2019 году заняла пост главы Еврокомиссии, можно сказать, есть русские корни. Это – с натяжкой. Тем не менее с Россией её кое-что связывает. Предок.
Того звали Людвигом Кноппом. В нашей стране он был известен как Лев Герасимович Кнопп и даже получил награду от самого императора.
Переезд в Россию
Людвиг Кнопп родился и вырос в Бремене в семье бюргеров. Он закончил коммерческое училище, обучился хлопковому делу и поехал работать в Англию – в город Манчестер.
Там Кноппу дали должность на предприятии, которое торговало пряжей с Россией.
Спустя некоторое время, Людвигу предложили отправиться в Российскую империю в качестве посредника. Можно сказать, что он был полномочным представителем британской компании.
Людвиг подумал и решил, что этот вариант ему подходит. Кнопп взял с собой жену Луизу и переехал в Москву – в Колпачный переулок.
Может показаться странным, что Кнопп обосновался не в Санкт-Петербурге. На самом деле, Москва всегда была купеческой столицей России. И здесь Кноппу было удобнее вести дела.
«Любимый собеседник» московской знати
Так Людвига охарактеризовал однажды купец Павел Бурышкин. Кнопп, действительно, был человеком интересным, учтивым. Людвиг, когда перебрался в Москву, понял одну очень важную вещь: в чужой стране нужно принимать местные правила игры. То есть: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Кнопп отказался от английской модели поведения, не демонстрировал ничего немецкого в себе. Он с удовольствием стал изучать российские традиции и привычки. Вскоре Кнопп стал среди московских купцов своим человеком. Его приняли. Людвиг стал преуспевать в бизнесе.
Да, именно в бизнесе, потому что он решил заниматься своим собственным делом.
В 40-х годах 19 века британские власти отменили запрет на экспорт оборудования для производства хлопчатобумажных тканей. Людвиг Кнопп тут же обратился за кредитом в британские банки.
Англичане не горели желанием давать денег на развитие текстильного производства в Российской империи. Но Кнопп каким-то образом добился выделения средств.
Предприниматель заключил контракты на поставки оборудования с фирмами «Платт Бразерс» и «Хик Харгрейвз».
Заслуги перед «отечеством»
В России ключевым партнером Кноппа стал Савва Морозов. В сотрудничестве с ним немец организовал 8 прядилен. А также: у купца Сутгофа выкупил остров Кренгольм и на левом берегу Нарвы основал Кренгольмскую ситцевую мануфактуру.
Дела у Льва Герасимовича Кноппа шли великолепно. Но, нужно отметить, что и сам он был человеком замечательным.
Во-первых, Кнопп, что не вызывает сомнений, приносил пользу Российской империи. Он обеспечивал страну материалом, из которого шили одежду. Во-вторых, несмотря на то, что «бизнес попер», Кнопп всегда соперничал с конкурентами честно. Никаких слияний и поглощений, как это принято у американцев. Если кто-то делал продукт лучше, то Кнопп признавал это. Впрочем, мало кто выпускал товар с качеством лучше, чем на предприятиях немца.
Итогом жизни и деятельность Людвига Кноппа в России стало то, что своим нескольким сыновьям он оставил солидное наследство: фабрики, особняки и так далее.
Увы, в начале 20 века дела у семьи пошли не очень хорошо. До 1913 года у Кноппов было всё замечательно. Бизнес развивался. На предприятии трудилось 10 тыс. человек. Но началась Первая мировая война. Дела у семьи пошли не очень. Тем более что Кноппы были немцами. И им пришлось уехать из России на свою историческую родину. А весь бизнес реквизировали большевики.
Что касается Людвига, то в 1877 году ему Александр Второй пожаловал титул барона.
Фон дер Ляйен
Но русский титул не имеет никакого отношения к фамилии главы Еврокомиссии. Урсула – то не Кнопп.
Луиза-Доротея-Бетти – одна из дочерей Людвига в Германии вышла замуж за представителя семейства Альбрехтов – тоже знатного, тоже разбогатевшего на хлопке. В семье родился мальчик Эрнест, который вырос, женился, в этой семье на свет появилась девочка Урсула, которая, в свою очередь, вышла замуж за Хайко фон дер Ляйена.
Отмечу, что глава Еврокомиссии начинала работать в медицине. Но потом увлеклась политикой и поднялась довольно высоко – получила должность в правительстве Меркель.
А Эрнест Альбрехт тоже занимался в Германии политической деятельностью. Дочь, можно сказать, пошла по стопам отца.