Найти в Дзене

Правда ли, что перед началом Куликовской битвы Дмитрий Донской поменялся доспехами с боярином

В «Сказании о Мамаевом побоище» описывается красивый эпизод обмена доспехами великого князя Дмитрия Донского и боярина Михаила Бренка. Могло ли это быть на самом деле и зачем это понадобилось? Разбираемся вместе

В «Сказании о Мамаевом побоище» описывается красивый символичный эпизод мены доспехами и конями Дмитрия Московского и Михаила Бренка:

Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя черное, и сошел с коня, и на другого коня сел, и сбросил с себя одежду царскую, и в простую облекся. Прежнего же коня своего отдал Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду на него надел, ибо любил он его сверх меры, и знамя свое багряное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя.
Михаил  Бренко и Дмитрий I Донской меняются одеждами. Миниатюра ил Лицевого летописного свода
Михаил Бренко и Дмитрий I Донской меняются одеждами. Миниатюра ил Лицевого летописного свода

Это предание, сохраненное «Сказанием...», подверглось ожесточенной критике многих историков.

Михаил Бренок - московский боярин, как называют его некоторые летописи. Однако, слово здесь не означает боярского чина. Судя по всему, Бренок был худородным любимцем великого князя, и ни его родители, ни потомки не входили в состав московского боярства. Тем не менее имя Михаила Ивановича (не Андреевича!) Бренка встречается во всех источниках, связанных с Куликовской битвой.

Создатель «Сказания...» вполне логично развивает свой сюжет. Михаил Бренко в доспехах Дмитрия остался под великокняжеским стягом в центре Большого полка, где в ходе боя развернулись наиболее ожесточенные схватки. Татары прорвались к стягу, убили Михаила, но Дмитрий остался жив. В этой связи кажутся вполне логичными длительные поиски Дмитрия после боя, в то время как тело Михаила Бренка в богатых доспехах было найдено сравнительно быстро. Косвенным подтверждением этого эпизода в истории Мамаева побоища является упоминание в росписи воевод русского войска в Куликовской битве летописей Архивской и Новгородской по списку Дубровского о том, что «А у себя же имяши князь великии Дмитреи в полку... боярина своего и воеводу Михаила Брянка...».

Но не все так просто.

С одной стороны, средневековый доспех – это многокилограммовое одеяние, включающее не только кольчугу, шлем и меч. Чтобы облачиться в доспех, воину требовалась помощь. Весь процесс был довольно затратен по времени. Поэтому поменяться доспехами прямо перед битвой – довольно сложно. Если Дмитрий Донской и менялся «доспехом» с Михаилом Бреноком, то скорее всего это не был сам доспех, а лишь «одежда царская». В одной из редакций «Сказания…» упоминается приволока – верхняя одежда без рукавов.

Княжеские одежды на Руси в XIII в
Княжеские одежды на Руси в XIII в

С другой стороны, великокняжеское знамя во времена Средневековья было важнейшим центром позиции в средневековых битвах. Безусловно, стяг - был одной из главных целей войск Мамая. Естественно, Дмитрий Иванович поставил под знамя другого воина не из-за трусости. Будучи одаренным и опытным полководцем, оставив Бренка в центре позиции, он получил возможность свободно перемещаться по полю битвы и управлять войском. Поэтому обмен доспехом (а точнее одеждами) вполне допустим.

-3

Таким образом, эпизод обмена одеждами перед битвой между Михаилом Бреноком и Дмитрием Донским мог быть, хотя на сегодняшний день есть только косвенные доказательства этого.