Найти тему
Северная Русь

11. Загадки Северной Руси. Меря и Синие Камни: посидел - и вот оно, счастье?

Теперь рассмотрим группу родственных народностей, территория расселения которых в рассматриваемый нами период (X–XI века) располагалась к востоку от Новгородской республики и к югу и юго-востоку от земель народности Весь. В соответствии с перечислением в летописи, это такие народности, как меря, мещера, мурома и мордва, из которых наибольший интерес для нас представляет, конечно же, народность меря.

В настоящее время существует большое количество разнообразной информации о меря. Некоторые коренные русскоязычные жители отдельных районов Костромской и Ярославской областей хотели бы считать себя прямыми потомками народа меря. Сайт http://merjamaa.ru/ («Меря-Мяэ» - «земля Меря») «Меря-Меряния-Залесская Русь» посвящён воображаемой «Мерянии» и рассчитан на тех, кто желает быть мерей. Существуют также различные клубы по интересам, члены которых изучают прошлое своих мерянских предков, проводят путешествия по родному краю, организуют исторические реконструкции. Режиссёром Алексеем Федорченко некоторое время назад был снят художественно-этнографический фильм «Овсянки», сюжет которого целиком является художественной фантазией автора. Действующими лицами этого фильма выступают якобы современные зрителю представители народа меря, сохранившие до наших дней свою идентичность, традиции и обряды предков.

Всё это является в некотором роде фантазиями, поскольку ныне «чистокровных» меря не существует и не может существовать. Известно, что древнее финно-угорское племя меря обитало на территории Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части современной Московской, части Вологодской, и западной части Костромской областей. Меря впервые упомянута в VI веке готским летописцем Иорданом под названием мерен, позже о мере повествовали и русские хроники. В летописи «Повесть временны́х лет» меря расположена в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещино»). Но ещё задолго до XIII в. меря практически исчезли, полностью растворившись в более многочисленном славянском «море». Сегодня об их существовании нам напоминает только топонимика многих русских городов, сёл, рек и озёр. Современные жители указанных областей не сохранили в своей исторической памяти процесс ассимиляции и встречи славян с мерянами. Русские, проживающие там сейчас, в подавляющем большинстве своём даже не знают о самом существовании древнего народа меря. Данных, было ли это самоназвание либо искажённое внешнее наименование местного племени пришлыми славянами, нет. Некоторые специалисты - финно-угроведы - выдвигают версию, что слово «меря» имеет общее происхождение с самоназванием современных горных марийцев, звучащего приблизительно как «мяры». По данным обширной дославянской топонимики этих мест меря были финно-угорским народом с языком, близким, вероятно, марийским языкам. Наиболее близкими мере по происхождению являются мари, менее близкими – мурома и мордва (эрзя). Более того, некоторые этнографы называют костромских марийцев прямыми потомками мерян, поскольку они и сейчас называют себя словом «мерен». Однако это тоже всего лишь гипотеза. Ответ на сформулированные здесь вопросы могли бы дать только генетические исследования.

Последнее упоминание меря как отдельного народа относится к 907 году, когда меряне в составе войска князя Олега пошли на Царьград. Начало славянской ассимиляции меря, по мнению историков, относится к X – XI вв. Большая часть их ареала расселения стала основой Ростово-Суздальского (впоследствии – Владимиро-Суздальского) княжества. Меря входили в состав населения, восстававшего в 1071 и 1088 г.г. против насаждения христианства и феодальных порядков. Когда в XIV в. Авраамий Галичский решил поселиться на Галичском озере, там жили «человеци по дубравам некрещении, наричеми меря». Тот же самый город Галич, расположенный на одноимённом озере, долгое время назывался Галич Мерьский. Да и река в Московской области, называющаяся Нерская, в прошлом носила название Мерьская. Так что, территория расселения народа меря когда-то была достаточно велика.

Можно предположить, что к моменту начала славянской колонизации уровень общественного развития родственных народностей меря, мещера, мурома и мордва примерно соответствовал родовому строю, для которого характерным является наличие отдельных племен (и союзов племен), говорящих на близких диалектах одного языка. Мне, как читателю ещё советских времён, хорошо знакомому с художественными произведениями, например, Фенимора Купера, легко представить себе всё это: индейские племена Северной Америки (около 300 лет назад) делавары (делавэр) и могикане (мохиган) прекрасно понимают друг друга, поскольку и те и другие, в сущности, являются одним и тем же народом – алгонкинами. Но, в отличие от ситуации в Северной Америке, на территории Северо-Восточной Руси, восемью сотнями лет раньше, процесс ассимиляции был длительным и мирным. Менталитет восточных славян всегда отличался в лучшую сторону от менталитета представителей Западной цивилизации.

Существует большой пласт исследований, относящихся к тому, какие топонимы (географические названия) можно считать «этноопределяющими» для меря. Я не стану приводить здесь подробности таких исследований. Однако здесь, на обширной территории, которую я несколько условно назову «земля меря», процесс формирования названий водных объектов был несколько иным, чем на территории веси и так называемой «Руси Беломорской». Поэтому попытка автора произвести для условно «мерянских» названий топонимо-географический анализ, аналогичный тому, что был выполнен для «весских» названий, положительных результатов не дала. В научном исследовании отрицательный результат – это тоже результат, он заставляет задуматься и постараться найти иное решение задачи.

Из всех упомянутых мной четырёх родственных летописных народностей до наших дней как таковая сохранилась только мордва. После ассимиляции с русскими от народности мещера осталось только название географического региона в междуречье Оки и Клязьмы, а от муромы – только название города Муром в нижнем течении Оки. Что же касается народности меря, то существует мнение, что потомками меря являются современная народность марийцы. Вероятно, в историческом плане имели место два процесса – ассимиляция летописной меря с русскими и колонизация северо-восточных территорий. Причём колонизация предшествовала ассимиляции (интеграции). Таким образом, в данном случае, на территории к юго-востоку от ареала обитания веси и «Руси Беломорской» (к востоку от линии Белозерск – Каргополь) в течение некоторого исторического периода происходила параллельная славянско-мерянская колонизация в направлении на северо-восток.

Подтверждением этому можно считать такой факт. Языческие представления древних мерян были связаны с поклонением так называемым «Синим Камням». В Переславском и Ростовском районах Ярославской области исследователями выявлено 14 «Синих Камней». Как известно, согласно исследованиям, в Сарском городище, вблизи Ростова Великого находился летописный центр меря. В других местах на территории России это обычные цветовые названия, нигде не образующие скопления столь высокой плотности, как в ярославских краях. Один из этих 14 камней в наши дни достаточно хорошо известен. Он расположен на берегу Плещеева озера, поблизости от города Переславля Залесского. К этому камню ведёт тропа, неподалёку расположена стоянка экскурсионных автобусов. Камень находится на территории национального парка и приносит существенный доход. С каждого туриста, решившего посетить камень, взимается «сбор за посещение территории национального парка». Экскурсовод рассказывает, что если немного посидеть на камне, то стоит ожидать чего-то хорошего (кажется, счастья в семейной жизни). Камень на самом деле светло-серого цвета, но говорят, что при каких-то определённых условиях (вроде бы, после дождя на закате солнца) он бывает «чуточку синий».

Про остальные 13 мерянских камней не знает никто, даже экскурсовод. Но вот что интересно: оказывается, существует ещё один регион, где примерно на той же по площади территории исследователями зафиксировано ещё 13 «Синих Камней» (см. А.К. Матвеев. Субстратная топонимия Русского Севера. Часть I. Екатеринбург, 2001). Этот регион – Поважье, то есть местность вдоль реки Вага в Архангельской области. Ясно, что такое соответствие не может быть случайным. Вероятно, можно было бы попытаться разыскать и другие сведения о мерянских мигрантах в Поважье.

Рисунок 1. Синий Камень на берегу Плещеева озера. Фото из:  https://poznamka.ru/wp-content/uploads/2014/09/sinij_kamen_aleksandrova_gora_13.jpg
Рисунок 1. Синий Камень на берегу Плещеева озера. Фото из: https://poznamka.ru/wp-content/uploads/2014/09/sinij_kamen_aleksandrova_gora_13.jpg