Найти тему
Александр Майсурян

День в истории. Грамши

22 января — день рождения итальянского коммуниста Антонио Грамши (1891–1937).
Размышления о некоторых его мыслях.
1. Главным идейным достижением Грамши считается теория гегемонии. Она изложена в «Тюремных тетрадях», написанных в фашистской тюрьме. В СССР они были опубликованы в 1959 году в третьем томе сочинений Грамши. Он отмечал, что власть любого класса держится не только на голом насилии, но и на согласии, убеждении, добровольном подчинении общества. Он называет это согласие гегемонией. Преодоление её — процесс «молекулярный», он не происходит в одночасье, а капля за каплей точит камень, постепенно, путём медленного, но неуклонного размывания. «Борьба за культурную гегемонию» звучит безобидно, но именно этот «мирный» и «ненасильственный» процесс подготавливает будущие перевороты.

-2

Так было, между прочим, с диссидентским движением в СССР. Которое отсчитывают с первой демонстрации диссидентов на Пушкинской площади 5 декабря 1965 года (потом демонстрация стала ежегодной), но началось оно даже несколько раньше. Все 26 лет до крушения СССР и социализма сперва диссиденты, а потом их идейные наследники «демократы» эпохи перестройки — капля за каплей размывали и подтачивали культурную гегемонию правящего класса СССР, которым был рабочий класс. Причём идейная работа шла во всех социальных слоях советского общества — не только среди интеллигенции, но и среди бюрократии, и даже среди самих рабочих (отсюда и многотысячные демонстрации 1990-1991 годов «Шахтёры за Ельцина!»). И диссиденты проповедовали не сами по себе, естественно, а при полном содействии и поддержке Запада, который тоже все свои рупоры пропаганды направлял на соцстраны. За их спиной стояла, прошу прощения за банальность, мировая буржуазия.
По Грамши,
«главенство социальной группы проявляется в двух формах — в форме «господства» и в форме «духовного и нравственного руководства». Лишь та социальная группа является господствующей над враждебными ей группами, которая стремится «ликвидировать» или подчинить их себе, не останавливаясь перед вооружённой силой, и которая одновременно выступает как руководитель союзных и родственных ей групп. Социальная группа может и даже должна выступать как руководящая ещё до захвата государственной власти (в этом заключается одно из важнейших условий самого завоевания власти). Впоследствии, находясь у власти и даже прочно удерживая её, становясь господствующей, эта группа должна будет оставаться в то же время «руководящей».
«В стране с классическим парламентским строем «нормальное» осуществление гегемонии характеризуется сочетанием силы и согласия, принимающих различные формы равновесия, исключающие слишком явное преобладание силы над согласием; напротив, пытаются даже добиться видимости того, будто сила опирается на согласие большинства, выражаемое через так называемые органы общественного мнения — газеты и ассоциации, количество которых вследствие этого при определённых условиях искусственно увеличивается».

Если воспользоваться этими определениями, то правящий рабочий класс СССР к 80-м годам ещё оставался (вплоть до 1991-го) господствующей социальной группой, все советские газеты и журналы открывались непременным лозунгом о пролетариях всех стран, но вот «руководящей» группой он быть перестал. Значительная часть общества поверила в благодетельную силу «свободного рынка», в его «ценности». То есть пошла за буржуазией, прежде всего западной — и её сторонниками, вольными и невольными, внутри СССР. Что и не замедлило сказаться в ходе переворотов 1991—1993 и последующих годов: было утрачено и господство рабочего класса, ставшее чисто формальным. К власти триумфально вернулась буржуазия.
Ровно тот же самый процесс, только в обратном направлении, происходил все десятилетия перед революцией 1917 года. Только когда общество поверило в то, что социализм, как его ни понимать, есть благо и необходимое будущее, он стал не только возможен, но и неотвратим. Вот характерный рисунок из русской печати 1906 года, отражающий тот факт, что революционеры-марксисты мало-помалу становились руководящей силой общества:

-3

«Доктор: Болезнь развивается нормально. Наступает кризис». Журнал «Дикарь». 1906 год

Ну, а силовые перевороты, такие, как Октябрь 1917-го или Октябрь 1993-го, вовсе не противоречат завоёванной культурной гегемонии — в одном случае, рабочего класса, в другом — буржуазии, а вытекают из неё. Именно она (гегемония) рано или поздно делает их необходимыми и неизбежными.

А что же в наше время делают левые? Или даже так: что они должны делать? Да вот это они и делают, и должны делать, понимая это или не понимая: завоёвывают культурную гегемонию в обществе. Это процесс совсем не простой и не необратимый: его можно резко затормозить и отшвырнуть назад, мы можем видеть на примере всё той же Украины 2014 года. Или Италии 1922 года. Антонио Грамши мог наблюдать его из-за решётки муссолиниевской тюрьмы. Потому что классовые противники тоже не дремали и не дремлют...
Тем не менее никакого иного пути нет, и по нему и следует идти вперёд. Тогда в какой-то момент и новая Октябрьская революция перестанет выглядеть несбыточной сказкой, а станет исключительно техническим вопросом, делом времени.
Помните любимый тост диссидентов в брежневские годы? «Выпьем за успех нашего безнадёжного дела!» Но дело-то их вовсе не было безнадёжным, как им казалось... Оно победило, и все мы живём ныне на развалинах этой победы...

-4

Тоже борьба за культурную гегемонию между социальными группами в 2020 году в западных странах

2. Ещё одна мысль Грамши:
«Фашизм — это не санкционированное законом насилие со стороны класса капиталистов; укрепление государственной власти — это легализация этого насилия: известен исторический закон, что обычай предшествует праву. Итальянские фашисты подожгли помещение «Аванти!» в Милане и в Риме, «Пролетарио» в Пола и «Лавораторе» в Триесте, и ни один фашист не был наказан; укрепившееся государство не станет устраивать новых поджогов: оно запретит эти газеты «в законном порядке». Фашисты совершили нападения на палаты труда и социалистические муниципалитеты; укрепившееся государство распустит «в законном порядке» палаты труда и муниципалитеты, которые останутся социалистическими. Фашисты убивают активистов рабочего класса; укрепившееся государство будет «в законном порядке» отправлять их на каторгу и, после того как будет восстановлена смертная казнь, будет приказывать новому государственному чиновнику — палачу — убивать их «в законном порядке».
(Антонио Грамши, 24 ноября 1920 г.)

Какие меткие слова. Ведь ровно то же самое мы видим и в бывшем СССР. Ультраправые на Евромайдане несанкционированно повалили и разбили 8 декабря 2013 года памятник Ленину работы Сергея Меркурова. Государство не наказало их — вместо этого оно повалило и уничтожило все остальные памятники Ленину по всей стране... В общем, не санкционированное законом насилие ложится в основу последующего «законного порядка».

3. А это любопытное замечание Грамши к вопросу о датировке Великой Французской революции.
«Наиболее острые разногласия вызывает вопрос об оценке Термидора и деятельности Наполеона: следует ли здесь говорить о революции или о контрреволюции? Есть и такое мнение, что революция продолжалась вплоть до 1830, до 1848Ю до 1870 года или даже до мировой войны 1914 года. Во всех этих взглядах есть доля истины.
В самом деле, лишь с установлением Третьей республики внутренние противоречия социального строя Франции, развившиеся после 1789 года, относительно ослабли, и в течение последних шестидесяти лет политическое положение во Франции остаётся устойчивым после восьми десятилетий бурных переворотов, которые шли всё расширяющимися волнами: событий 1789, 1794, 1799, 1804, 1815, 1830, 1848, 1870 годов».

Но тогда получается, что и сейчас у нас на дворе ещё Революция 1917—2022 годов, хотя и проходящая через фазу Реставрации, как проходила через неё Французская буржуазная революция 1815—1830 годов. Получается, что мы всё ещё живём в эпоху Великой революции? Это, конечно, лестно... Надо постараться быть её достойными.