Найти тему
Деньги там (Маниз.ру)

Шопоголизм — болезнь 21 века?

Оглавление

Несколько работающих советов для тех, кто любит покупать, но устал это делать. Кто не может пройти мимо «очередной красивой вещицы», пусть даже бесполезной. Отрезвляющие идеи, которые не оставили нас равнодушными.

Шопоголизм (ониомания) — это состояние психологической зависимости, при которой человек совершает определенные действия для улучшения самочувствия.
Шопоголизм (ониомания) — это состояние психологической зависимости, при которой человек совершает определенные действия для улучшения самочувствия.

Алкоголизм и наркомания — несчастья 20 века, а аллергия и бактериальные инфекции — 21? Возможно, врачи считают именно так. Но против этих проблем уже есть лекарства и, вероятнее всего, скоро появятся новые более эффективные препараты. А вот с чем неизбежно многие из нас остаются наедине — так это с нарастающей жаждой покупать и снова покупать. Шопоголизм — это состояние психологической зависимости. И речь идёт не обязательно об одежде. Воронка бесконечных покупок включает всё: косметику, хозяйственные принадлежности, товары для дома, новинки электроники, аксессуары ко всему, что только можно придумать и т.д. и т.п. Нам так сложно, зайдя в магазин за хлебом, не прихватить с собой ещё фруктов, шоколадку, молока или булочек. А самое печальное то, что люди оценивают удовлетворенность своей жизнью по материальным вещам: «если у меня хорошее авто, дорогая обувь, элитные часы — жизнь удалась»! Только беда в том, что любая покупка дарит лишь сиюминутную радость, быстротечное удовольствие. А в душе так и остаётся огромная дыра, сколько покупок «туда не бросай», заполнить вещами её невозможно.

Курс лечения

Можно ли вылечиться от болезненного желания всё покупать? Можно и попробовать, конечно, стоит. Но каждую секунду на нас давят СМИ, уличная реклама, знакомые и даже просто прохожие. Они словно кричат нам «если ты не купишь себе новые духи, новые туфли, новый телефон, мы отправим тебя на скамью неудачников!». Сопротивляться этому давлению сложно. Всю жизнь нам прививают именно такой соревновательный образ мышления. Начинать путь осознанного потребления будет непросто, сила соблазна велика. Первый шаг — он трудный самый. Заходя в ближайший магазин, человек всегда будет попадать в привычную среду, которая так и манит купить очередную ерунду. В голове появляется рой мыслей: «ой, а вот розовенький появился, а у меня такого нет... а этот с дополнительной насадкой, как я раньше без неё жил?». Противостоять этим мыслям действительно сложно. Наш мозг мгновенно предлагает аргументы в пользу очередной покупки — мы привыкли так раньше жить. А для мозга привычное — значит правильное и безопасное. Чтобы укрепить в голове новые привычки и новый стиль поведения, придётся потрудиться.

Новый взгляд

Самый эффективный способ не приносить в дом мусор — начать смотреть на вещи по-новому. Когда рука потянется к очередному «такому красивому и нужному хламу», надо задать себе 6 вопросов:

  1. Где я буду хранить эту вещь?
  2. Есть ли у меня что-то подобное (с похожими же функциями)?
  3. Как я раньше жил без неё? Или действительно ли моя жизнь была столь невыносима без этой вещи?
  4. Готов ли я ухаживать за этой вещью? (Мыть, вытирать пыль, ремонтировать и т.д.).
  5. Как люди, жившие до меня тысячи лет, справлялись без этой вещи?
  6. Что полезного привнесёт она в мою жизнь?

Отвечать на это вопросы будет скучно, лень, да и вообще это отнимет какое-то время. Но только поначалу! Это всего лишь сопротивление привычному ритуалу покупки, поэтому мозг начинает предлагать кучу отговорок, чтобы только не пришлось менять привычный ход вещей и отвечать даже на первый вопрос. Борьба с манией покупок равноценна лечению алкоголизма и обжорства. Придётся потрудиться. Для установления новой привычки мозгу требуется 30 дней.

Собираясь в магазин, составьте список покупок заранее и твердо его придерживайтесь! Если вам действительно понадобится что-то, чего нет в списке, то купите сначала всё по списку и лишь после этого идите за чем-то ещё. И не забудьте про 6 вопросов перед покупкой незапланированных товаров.

Шопоголизм — болезнь 21 века?
Шопоголизм — болезнь 21 века?

Сладость награды

На пути исцеления мозг будет постоянно и систематически сопротивляться, а «больному» придётся «сопротивляться мозгу» в ответ. Эта борьба напоминает противостояние добра и зла в народных сказках, но трофей стоит того, чтобы побороться. В самые тёмные дни, когда ноги сами несут в магазин, а руки непроизвольно тянутся за товаром, нужно думать о финише — сладком, блаженном новом образе жизни, который нужно заранее себе представить, а лучше описать на бумаге.

Какой же будет новая жизнь? Она определённо будет легче, ведь дом освободится от хлама, за которым нужно следить, убирать, переставлять, который занимает жизненное пространство. Жизнь также станет богаче, ведь деньги перестанут «разбрасываться на ветер». Жизнь станет ярче, потому что высвободится время и энергия на новые дела и на то, чего раньше не было. Новое осознанное отношение к покупкам позволит производить меньше мусора и бережнее относиться к нашей планете, ведь когда люди не покупают лишнего, они лишнее и не выбрасывают.

Осознанное потребление позволяет производить меньше мусора, а значит бережнее относиться к нашей планете.
Осознанное потребление позволяет производить меньше мусора, а значит бережнее относиться к нашей планете.

Доказано психотерапевтами, что излечение от шопоголизма повышает и самооценку — разумный шоппинг помогает скопить денег на что-то действительно ценное и даёт возможность почувствовать себя «вершителем» своей жизни, в которой человек управляет деньгами, а не деньги — человеком. Награда стоит того, чтобы попробовать, не так ли?