Найти тему
Записки от безделья

Н.В. Гоголь "Записки сумасшедшего" (1835)

Из "Петербургских повестей" эта далась мне тяжелее всего: недолюбливаю тему сумасшествия и вообще психических заболеваний в литературе, да и герой не слишком привлекательный. А в конце вообще задалась коронным школьным вопросом: что хотел сказать автор? Показать, как человек сходит с ума? Слишком просто: не медицинский же учебник. Почему теряет рассудок? Показалось теплее. Почитала критику, переслушала еще и в аудиоформате - и картинка постепенно сложилась.

Повесть впервые вышла во 2-й части "Арабесок" в 1835 году. Титульный лист и с. 231.
Повесть впервые вышла во 2-й части "Арабесок" в 1835 году. Титульный лист и с. 231.

Герой "Записок сумасшедшего" Аксентий Иванович Поприщин очень похож на Башмачкина из "Шинели". Тоже чиновник, тоже не блещет интеллектом. Перед нами словно Акакий Акакиевич 2: недалекий, смешной, жалкий. Но - тоже человек, как любой из нас. И уже лишь потому заслуживающий уважения. Да и сюжетно повести похожи: сначала забавно, а вот в конце - не очень...

Илл. Ильи Репина
Илл. Ильи Репина

Правда, испытывать положительные чувства к персонажу сложно: он еще более противен, чем герой "Шинели". Не отличаясь ни умом, ни внешностью, будущий сумасшедший, тем не менее, невероятно высокого мнения о себе. Служит Поприщин спустя рукава, начальство им недовольно, денег мало ("Тебе уже за сорок лет, пора бы ума набраться", "Ведь ты - нуль, более ничего, ведь у тебя нет ни гроша за душой"). Согласно табели о рангах герой - титулярный советник, что в те времена было не Бог весть что. Однако кичится так, что хватило бы на дюжину потомственно-благородных дворян. Для Сумасшедшего повод для гордости - даже обязанность очинивать перья для начальника. А между тем интернет подсказывает, что этим занимались самые бесполезные сотрудники. Кстати говоря, Акакий Акакиевич был хотя бы гениальным переписчиком. А персонажу "Записок..." вообще похвастаться нечем, кроме раздутого эго. Более того - он не просто осмеливается влюбиться в дочь начальника, но и уверен, что имеет все шансы завоевать ее благосклонность! Как есть сумасшедший!

Илл. В.В. Коновалов
Илл. В.В. Коновалов

Кстати говоря, в переводе на современные реалии и сегодня подобная история вполне реальна. Не случалось ли вам знавать потрепанных жизнью плешивых мужичков за сорок с более чем скромными должностями и доходами, объясняющих свою холостяцкую жизнь тем, что никакая женщина их не достойна: то недостаточно молода, то недостаточно красива, то слишком многого хочет? А ведь такие водились всегда.

Да и женщин, живущих в вымышленных мирках, полностью оторванных от реальности, более чем хватает. Однажды познакомилась с одной настолько высокого о себе мнения и с такими заносчивыми рассуждениями, что тянула минимум на бизнес-леди (либо содержанку высокого класса). Оказалось - девице за тридцать, приезжая разведенка с прицепом, продавщица с вещевого рынка, и ютятся они вчетвером с ребенком и матерью в однушке отчима. А ее "принц" - с Кавказа, периодически стреляющий деньги и экономящий на жилье, съезжаясь с ней, пока старшее поколение проводит лето на даче. Ясное дело, об официальном браке нет и речи. Ясное всем, кроме нее, гробящей жизнь в таком формате вот уже много лет. А ведь и подобные женщины водились всегда.

Илл. В.В. Коновалов
Илл. В.В. Коновалов

Так и герой "Записок сумасшедшего", если присмотреться, стал сумасшедшим задолго до того, как стал слышать собачек. Поприщин полностью оторван от реальности. Проследим прямо по цитатам:

"Если бы не благородство службы, я бы давно оставил департамент". Выходит, герой-то ого-го и прозябает в титулярных советниках по собственной воле. А между тем на работе его едва терпят! Да и самой работой он дорожит лишь из-за внешной благородности: красиво и обращаются на "вы". Напоминает еще одну реальную леди, похваляющуюся, что работает в московском "Доме актера", но умалчивающую, что уборщицей.

Дворянством Сумасшедший кичится ничуть не меньше ("Я чиновник, благородного происхождения"). Например, пишет, что "на улицах не было никого", подразумевая "благородных", тогда как обычного люда хватало. Так же мы узнаем, что "правильно писать может только дворянин", а у остальных - "ни запятых, ни точек, ни слога". Герой и прямо говорит: "Терпеть не могу лакейского круга". При этом вспомним: он очинивает перья для начальства ("Папа всегда посылает его вместо слуги")!

Илл. В.В. Коновалов
Илл. В.В. Коновалов

Досуг Поприщин тоже проводит банально (в отличие от того же Акакия Акакиевича, занимающегося каллиграфией и дома): лежит на диване, читает в газетах разделы со сплетнями и прочий вздор ("Большей частью лежал на кровати и размышлял о делах Испании"). О, как знакомо, только прибавьте телевизор!

Но Сумасшедший не только презирает низших - он ни в медный грош не ставит и высших, хотя и пресмыкается перед ними и завидует ("Хотелось бы мне рассмотреть поближе жизнь этих господ"). Считает, что все их достоинство - в звании, от которого "не прибавится третий глаз, слава Богу", посмеивается, что от платка "так и дышит <...> генеральством". Безумец считает, что и сам мог бы добиться такого без особого труда, просто не хочет. Опять знакомо! Вспомним еще: герой ни капли не уважает нижестоящих на общественной лестнице, но при этом вменяет в вину вышестоящим то же самое. Соломинка и бревно!

Илл. В.В. Коновалов
Илл. В.В. Коновалов

Вот и выходит, что с самого начала перед нами - натуральный сумасшедший, чьи представления о мире и своем в нем месте полностью оторваны от реальности. И если Акакий Акакиевич был вполне в своем уме, хотя и странненьким, здесь - натурально психологический портрет безумца. А тут уж и до реального безумия - рукой подать... И если в "Шинели" был именно что маленький человек, здесь перед нами - маленький сумасшедший, не понимающий своей маленькости и своего реального места в окружающем мире. Оба типажа и сегодня донельзя актуальны и современны (вспомним расхожее выражение "синдром вахтера", которым явно страдает и Аксентий Иванович).

Илл. Н.В. Кузьмин
Илл. Н.В. Кузьмин

Некоторые пишут, что с ума сводит Поприщина монотонность и бессмысленность его существования, невозможность чего-то добиться, если не посчастливилось родиться богатым и знаменитым. Но, помилуйте, разве этот откровенно глупый, неспособный и тщеславный человечек мог вообще чего-то добиться (разве что разорить и опозорить родителей)? А как же Ломоносов, предок Пушкина Ганнибал, сподвижник Петра Александр Меншиков? Все они начинали с самых низов. Возьмем и современные примеры: Стивен Хокинг и Ник Вуйчич, которых даже тяжелые физические отклонения не заставили "спрятать ум" и прозябать где-нибудь в доме инвалидов. А гениальный математик Джон Форбс Нэш сумел сумел взять под контроль даже собственную шизофрению (может быть, видели биографический фильм "Игры разума"?).

Тот же Акакий Акакиевич был счастлив, занимаясь каллиграфией. Принятие уровня своих способностей и возможностей и увлечение для души вполне способны сделать жизнь человека полной на любой ступеньке социальной лестницы. А если к этому добавить семейное счастье - жизнь удалась. Увы, далеко не все рождаются гениальными, но это не причина не жить счастливо. Стенать по объективно недостижимому, полностью забивая на имеющееся плюсы и возможности - вот признак безумия. А потому Башмачкин быстрее и проще вызывает симпатию, нежели Поприщин. Башмачкин был счастлив уже шинелью. Сумасшедший едва ли удовлетворился бы даже поприщем генеральского зятя (еще бы, жалкая участь для мечтающего быть Фердинандом VIII, королем испанским!). Заносчивость и непомерное самомнение смешат и вызывают презрение.

Илл. Н.В. Кузьмин
Илл. Н.В. Кузьмин

И все же, когда на героя "Записок..." сваливается истинное несчастье, читатель не может не пожалеть его: даже жалкий человек - человек, и уже потому достоин сочувствия. Вновь, как и в "Шинели", Гоголь учит нас эмпатии. Не судите, да не судимы будете. Последний абзац повести пронзителен:

<...>"Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Что могу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и все кружится предо мною. Спасите меня!"<...>

Даже ничтожный человек не заслуживает страданий, даже тщеславный вполне наказан уже своим тщеславием, не дающим жить спокойно и счастливо. Вновь, как и в "Шинели", Гоголь заставляет вспомнить о человечности.

Илл. Н.В. Кузьмин
Илл. Н.В. Кузьмин

А еще - вновь насладиться его великолепным языком и юмором. Чего стоит одна только переписка собачек, пародирующая девичью, которая, по большей части, собачий вздор! А как метко передано чинопочитание в коротком описании внешности настоящего возлюбленного генеральской дочки:

"Брюнет, камер-юнкер, а глаза какие!"

Похоже на "бизнесмен, да еще молодой и симпатичный!". Описывая недостатки Поприщина, Гоголь сполна проходится по вневременным проблемам всего человечества, в том числе и склонности ценить должность человека выше возраста, внешности и характера. Перефразируя не так давно бывшую популярной фразу, Поприщин - это мы...

Илл. Н.В. Кузьмин
Илл. Н.В. Кузьмин

P.S.: Благодаря "Запискам сумасшедшего" в очередной раз убедилась: если не нравится классика - перечитать, по необходимости повторить. Посмотреть критику, рецензии от филологов. И тогда произведение, хотя и не вдруг, раскроется во всей своей красоте и станет пусть не любимым, но по достоинству оцененным. А ум - чуть более прокаченным и чуть менее поприщинским.