Найти тему
Cocked and Locked

Финский эрзац: пистолет m/44

К началу 1940-х годов финны в целом устроились неплохо: и у себя поставили на вооружение пистолет Лахти, и соседним шведам продали лицензию на его производство. Однако война заставляла поджимать потихоньку пояс - а L-35 при всех своих достоинствах пистолетом был ни разу не дешевым.

Поэтому уже в феврале 1943 года полковник Раатикайнен, на тот момент - руководитель Департамента вооружений верховного командования финской армии, инициирует разработку максимально дешевого и простого в производстве пистолета под "люгеровский" патрон. За проект берется лейтенант-полковник (или, переводя в наш порядок чинов, подполковник) Биргер Линкомиес. (В том же 1943 году некий Эдвин Линкомиес стал финским премьер-министром, но я ни на что не намекаю).

Задание он решил воплотить буквально, и особо не ломая голову: пистолет под патрон 9х19 он начал чертить со свободным затвором, причем даже не особо тяжелым (хотя и предусмотрел сразу буфер отката затвора). Принцип фиксации неподвижного ствола за ряд гребней взят целиком и полностью у ранних "Браунингов" (за исключением того, что гребни нарезались не на самой рамке, а на съемном блоке буфера), концепция съемного блока УСМ одинарного действия с клавишным спуском - у ТТ. Рамка сваривалась из двух штампованных половинок, по аналогичной технологии планировалось делать и затвор.

-2
-3

Готовый уже к весне пакет чертежей был отправлен на завод VKT (Valtion Kivääritehdas) для оценки предполагаемой стоимости изготовления. К концу осени они вынесли решение:

  • партия в 5000 пистолетов обойдется в 900 марок за штуку;
  • партия в 10 тысяч - в 750 марок за штуку;
  • 20 тысяч пистолетов - в 675 марок за штуку.

Правда, быстро выяснилось, что говорили они о "голых" пистолетах, без ЗИПа и принадлежности. В результате споров с армией сошлись на пятитысячной партии по 770 марок за штуку, уже с ЗИПом, шомполом и запасным магазином к каждому пистолету. Причем спешность заказа очевидна: его оформили даже без испытаний пистолета в металле (нет, я снова ничего не хочу сказать о том, что у конструктора была подозрительная фамилия), оговорив только изначальный выпуск 25 "тестовых" пистолетов вначале.

-4

Но даже эту небольшую партию удалось сделать только в 1944 году. Спешно набросанные чертежи Линкомиеса на заводе пришлось переделывать: так, изначально штампованно-сварной затвор было решено переработать полностью, фрезеруя его из болванки. В результате восьмизарядный пистолет "растолстел" до килограмма с лишним без патронов. Сделать же тестовую партию удалось только к ноябрю 1944 года.

Ничего не напоминает эта дата? Ну да, "срочно требовавшиеся армии" пистолеты были сделаны уже после того, как Финляндия 19 сентября 1944 года подписала "Московское перемирие", и, в общем-то, необходимость в эрзац-оружии отпала. По этой же причине затормозили и проект пистолета-пулемета KP m/44, представлявшего собой адаптацию ПП Судаева под все тот же "люгеровский" патрон и местные магазины, сделав всего около половины запланированного количества к завершению Второй мировой.

-5

Впрочем, испытать пистолеты все-таки испытали, после чего и похоронили идею окончательно. Ибо пистолеты оказались не только крайне некомфортными в плане отдачи (кто бы сомневался), но еще и имели проблемы с ранней экстракцией и разрывом гильз (как будто и это неожиданно при использовании свободного затвора с "люгеровским" патроном).

До 1968 года пистолеты так и "висели" на Министерстве обороны, пока, наконец, не были списаны - часть разошлась по музеям, несколько попало в частные руки. Забавно, что из-за редкости пистолеты, задуманные максимально дешевыми, теперь стоят достаточно прилично для подобного эрзаца (аукционные цены давно стали пятизначными - так, пистолет за номером 23 в последний раз ушел за 14950 долларов).

Хобби
3,2 млн интересуются