Фамилия этого человека преследовала меня постоянно. Впервые я ее услышал в этнографическом музее "Тальцы" под Иркутском. Там нам рассказывали, что в XVIII-XIX вв. недалеко от этих мест был стекольный завод Лаксмана, на котором производилось очень качественное стекло.
Кстати, всем, кто будет в Иркутске, я могу порекомендовать музей Тальцы. Очень-очень приличная экспозиция. И не потому, что я иркутянин, а вот по объективным признакам. Я был в аналогичных музеях под Новгородом, Пермью, в Шушенском, и с уверенностью могу утверждать, что иркутский музей им точно не уступает. Да и если вы поедете на Байкал, а без этого не обходится ни одно путешествие в Иркутск, то вы его ну никак не минуете - он на 47 км Байкальского тракта.
Затем, в 2005 году я оказался на стажировке в финском городе Турку (Або), где в Университете мне также с гордостью сообщили, что когда-то здесь учился Эрик Лаксман, ставший потом знаменитым путешественником. Однако он банально не смог заплатить за учебу и покинул Або.
В общем, родился он в городе Нойшлоте, который тогда принадлежал Швеции. Но уже через несколько лет местные земли отошли к России. Не уверен, что это фото крепости именно того Нойшлота, где родился Лаксман, но вполне возможно, что это именно этот город. В наши дни этот город называется Савонлинна.
При этом ничего не предвещало, что он станет известным путешественником. Семья жила очень бедно. Лаксман стал работать помощником пастора в местной церкви.
Оказавшись в Петербурге Лаксман начинает хлопотать о том, чтобы его направили на Алтай на Колыванские заводы. В итоге он получает назначение и в 1764 году отправляется в Барнаул. В наши дни основной маршрут от Петербурга до столицы Алтая - это 4250 км. В 1764 году Лаксман преодолел это расстояние за 2 месяца. То есть в день он "делал" в среднем около 70 км - очень хорошая скорость по тем временам.
В течение первого года он практически никуда не выезжает за пределы Барнаула.
На следующий год, скопив немного денег, он приобретает лошадь, на которой может выбираться уже подальше от города. Он совершает поездки в Бийск, Усть-Каменогорск и на север чуть ли не до Томска. А ведь это почти 1700 км.
С Алтая он перемещается сразу же в Забайкалье, где исследует надписи на скалах, сделанные близ реки Джида, которая впадает в Селенгу. А оттуда направляется на Аргунь - пограничную реку между Россией и Китаем.
В 1769 году через Алтай он возвращается в европейскую часть страны, где работает в Москве, систематизируя результаты своих исследований. В 1770 году по приглашению графа Орлова он совершает кольцо по Дону и Поволжью. Общая протяженность этого круга составила около 3500 км.
А в 1772 году он совершает поездку по территории современной Молдавии. География маршрутов просто поражает.
И вот на рубеже 1770-80-х гг. его назначают управляющим Нерчинских заводов, что в Забайкалье. И уже в апреле 1781 года он точно был в Нерчинске. А из Петербурга до Нерчинска более 7000 км. Ведь Нерчинск еще восточнее Читы. Он совершает путешествие ко всем крупным забайкальским рекам - Оно, Аргунь, Ингода.
Но уже в 1784 году переселяется в Иркутск. Его назначали главным минералогическим путешественником при императорском дворе. В обязанности же входила доставка минералов ко двору.
Последнее масштабное путешествие он предпринимает в 1795 году. Казань, Тюмень, Барнаул, Семипалатинск, Бухара. А это еще более 6500 км. Там у него появляются планы посетить Японию. Но в дороге на восток на реке Вагай Лаксман умирает (станция Древянская Тобольской губернии). Вообще Вагай оказывается каким-то проклятым местом для русских путешественников. Ведь, по одной из версий, здесь же погибает Ермак в схватке с Кучумом.
Кстати, то, что не удалось осуществить Эрику Лаксману - побывать в Японии, удалось сделать его сыну - Адаму.
Вот каким масштабными были путешествия Лаксмана! Жду ваших комментариев. Вместе мы сделаем канал интереснее. Спасибо за прочтение )