Найти тему
культшпаргалка

Энергия темпа и ритма: Прокофьев, Адамс, Мосолов, Капустин

Оглавление

Естественно, что пчёлки, прялки и эльфы, как и идея чистой виртуозности, утратили свою актуальность в музыке ХХ века с его мировыми войнами и бурным научно-техническим прогрессом. Но сама идея "перпетуум мобиле" - быстрого регулярного непрерывного ритмического движения - прекрасно легла на звуковую реальность нового времени.

А.Самохвалов. Ткацкий цех.1930
А.Самохвалов. Ткацкий цех.1930

_______________________________________________________________________________

Это окончание статьи о perpetuum mobile в музыке. Начало 👇

_______________________________________________________________________________

Триумф машины

Теперь уже не "вечное движение", как в XIX веке, а именно "вечный двигатель" - машина - стал образом современного perpetuum mobile. Появились сочинения, воспевающие нечеловеческую силу механизма.

То, что все эти чугунно-железно-стальные существа, обладающие огромной мощью, созданы человеческим интеллектом и служат людям, вызывало футуристическую эйфорию, известную всем по научно-фантастическим романам начала ХХ века.

О музыке на эту тему уже была статья на Культшпаргалке:

Регулярные автоматические ритмы работающего мотора или станка, стука железнодорожных колёс вписались в музыкальную формулу "перпетуумных" пьес.

Большое количество такой музыки родилось в СССР в 20-30-е годы, когда страна переживала индустриальный подъём.

Самая известная симфоническая пьеса в этом жанре - "Завод. Музыка машин" Александра Мосолова, написанная в 1927 году и обошедшая концертные залы всего мира.

Переменный ток минимализма

Когда в музыке второй половины XX века наступила эра минимализма оказалось, что "перпетуумный" жанр и тут оказался кстати.

Бесконечное течение процесса (жизни, времени, сознания), сложенное из повторяющихся элементарных музыкальных частиц - это то, что объединяет минимализм с принципом perpetuum mobile.

Знаменитая симфоническая пьеса лидера современной американской композиторской школы Джона Адамса "Короткая поездка на скоростной машине" (1989) тому доказательство. Скорость этого mobile такова, что человек кажется уже его рабом, а не хозяином.

"Вы знаете, каково это, когда кто-то предлагает вам прокатиться на потрясающей спортивной машине, а потом вы жалеете, что согласились?" - так Адамс комментировал это ощущение.

Симфонический оркестр BBC, дирижёр Марин Олсоп

Философия чистой энергии

В самом факте быстрого движения и постоянстве ритма есть что-то жизнеутверждающее. На этом построен знаменитый финал (3 часть) Седьмой фортепианной сонаты Сергея Сергеевича Прокофьева, написанной в 1942 году, в разгар Сталинградской битвы. Колоссальная энергия коллективной веры звучит в этой музыке.

Григорий Соколов

И ещё один известный пример музыкального "перпетуум мобиле" как генератора энергии жизни, но только в джазовом формате: пьеса Николая Капустина "Движущая сила".

Удивительно талантливый и совершенно оригинальный пианист и композитор Николай Капустин умер не так давно - в 2020, его влияние в музыкальном мире растёт с каждым годом.

Исполнение автора.

Ещё о Прокофьеве:

О музыке Джона Адамса:

О техно-теме в музыке:

О женщинах-дирижёрах:

🔴Пять женщин-дирижёров 21 века, которые заставили себя уважать
культшпаргалка5 февраля 2021

Спасибо за комментарии и лайки!