Было время, когда достижения научно-технического прогресса вдохновляли композиторов не меньше, чем природа или любовь. Паровозы, автомобили и аэропланы ускоряли жизнь человека и меняли её навсегда.
И пока лошадь 🐴 печально жевала свой овёс, кося глазом на механических конкурентов, композиторы воспевали технологические чудеса в своих сочинениях.
Вот несколько примеров в порядке хронологии.
🚆 Михаил Иванович Глинка. "Попутная песня" на стихи Нестора Кукольника (1840)
В этой песне из вокального цикла "Прощание с Петербургом" Глинка воспел первую российскую железную дорогу.
Она была запущена в 1837 году и соединила Санкт-Петербург с Царским селом (годом позже - с Павловском). Паровозы (тогда в России их называли пароходами) и вагоны были заказаны в Англии. Скорость захватывала дух: аж 35 км в час! А то и все 40.
Но натура романтика даже паровозную тему сведёт к любовным переживаниям. Так что, не столько паровой двигатель виновник этой бурной музыкальной эйфории, сколько жажда скорого свидания.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»
В "Попутной песне" такой стремительный темп, что её текст превращается в настоящую скороговорку. Попробуйте произнести очень быстро (даже не пропеть!) такое: "и быстрее, шибче воли, мчится поезд в чистом поле". А если хором?
🚠 Луиджи Денца. Неаполитанская песня "Funiculì funiculà " на стихи Джузеппе Турко (1880)
"Фуникули фуникуля" в припеве этой жизнерадостной и очень популярной песенки - не просто игра слов. Это про новый фуникулёр, построенный для того, чтобы доставлять туристов к кратеру Везувия и обратно.
Об этой песне была 👉отдельная культшпаргалка, поэтому переходим к следующему номеру списка.
🚜 Мийо. "Сельскохозяйственные машины" (1919)
Однажды в Париже (это было в 1913 году) Мийо пошёл за компанию с одной знакомой дамой, которой срочно нужно было купить новую шляпку сенокосилку, на выставку-продажу сельхозоборудования.
Он унёс с этой выставки каталог, а через шесть лет написал на его тексты вокальный цикл из шести песен ("пасторалей") с такими названиями: "Зерноуборочный комбайн", "Сенокосилка", "Сноповязалка", "Сеялка" «Дренажный плуг», «Ворошилка". Каждую из них он посвятил одному из своих друзей, известных в истории музыки как "Французская шестёрка" ("les Six").
Музыка действительно звучит вполне пасторально. Никогда не подумаешь, что в тексте говорится не о жаворонках, ручейках и миловидных пейзанках, о вот об этом - дословно:
“Зерноуборочный комбайн наиболее целесообразно использовать в тех районах, где солома имеет низкое качество. Благодаря механизму с широким режущим устройством, комбайн позволяет обрабатывать площадь от двенадцати до пятнадцати гектаров в день.”
🚆 Артюр Онеггер. "Пасифик-231" (1923)
Пасторальные сенокосилки и лирические сноповязалки Мийо (кстати, одну из них он посвятил Онеггеру) меркнут перед этой шумной симфонической пьесой, которая стала пионером музыкального конструктивизма и принесла его автору несколько скандальную, но вполне заслуженную мировую славу.
"Пасифик-231" - это мощный и быстрый железнодорожный локомотив, сделанный во Франции в 1911 году. Вес около 300 тонн, скорость до 120 км в час.
Онеггер серьёзно увлекался паровозами, знал в них толк, и не пожалел скрипок с фаготами и тромбонов с контрабасами, чтобы передать всю поэзию новых звучаний: шум вырывающегося пара, свисток машиниста, стук железных колёс и мощное дыхание новых скоростей 20 века.
В 1931 году советский кинорежиссёр Михаил Цехановский снял то, что сегодня мы называли бы клипом на эту музыку. Архив, но сделано очень хорошо.
🚉 Стив Райх. "Разные поезда" (1988)
Дальше всех от "Попутной песни" Михаила Ивановича Глинки ушёл по рельсам в железнодорожной теме знаменитый американский минималист Стив Райх.
Его "Разные поезда" для струнного квартета и магнитофонной ленты с записью человеческих голосов построены на базовом принципе музыкального минимализма: повторения мотивов с постепенным смещением.
Чтобы понять - как это, надо послушать. Это первая часть (из трёх).
Более полный вариант этой статьи (с ещё двумя впечатляющими примерами индустриальной советской музыки 20-х годов) можно почитать 👉здесь.