Найти в Дзене
культшпаргалка

Движущая сила: что такое "перпетуум мобиле" в музыке?

Оглавление
Готье Капюсон
Готье Капюсон

Мечта человечества о вечном двигателе противоречит законам термодинамики и поэтому никогда не воплотится в реальность. Но в музыке мы найдём множество разнообразных "рerpetuum mobile": идея быстрого и непрерывного движения идеально вписалась в сферу музыкальной виртуозности и за двести последних лет обросла всяческими дополнительными смыслами.

Весь фокус музыкальных пьес под названием Perpetuum mobile ("вечное движение" или - по-итальянски - Moto perpetuo) заключается в быстром темпе и непрерывном ритмическом движении. Это как если бы перед вами стояла задача построить свою речь в виде одного бесконечного (условно) предложения без точек и запятых и произнести её отчётливой скороговоркой.

Игра на короткой дистанции

Вероятно, впервые название "Perpetuum mobile" дал своей пьесе для фортепиано семнадцатилетний Феликс Мендельсон в 1826 году. Немного позже его примеру последовал Никколо Паганини, написавший эталонный, самый известный образец этого жанра - своё "Moto perpetuo" для скрипки и фортепиано.

Эжен Делакруа. Паганини.
Эжен Делакруа. Паганини.

Напрасно искать здесь каких-то смысловых глубин. Главное в "Moto perpetuo" - спринтерские задачи музыкальной виртуозности: беглость, лёгкость и блеск. Скрипач с непринуждённостью ловкого канатоходца должен пройти из точки "А" в точку "В" за максимально короткое время. Обычно это занимает около четырёх минут.

Иегуди Менухин справляется с этой задачей меньше, чем за три.

Задача усложняется в несколько раз, если исполнить это на духовых, потому что в "Moto perpetuo" нет ни единой паузы для того, чтобы взять дыхание. После того, как этот трюк впервые осуществил знаменитый мексиканский трубач Рафаэль Мендес, пьесу Паганини играют и другие музыканты, используя технику перманентного дыхания. Например, 👉 Сергей Накаряков.

Шмели и пчёлки

Идея быстрого непрерывного мелодического движения прекрасно сочетается с образом стремительного полёта по сложной траектории. Так в орбиту "перпетуумного" жанра попали пчёлки и шмели. Эти пьесы уже носят другие названия, но принцип жанра "перпетуум мобиле" остаётся в силе.

В музыкальном отряде перепончатокрылых самый главный, конечно, шмель (он же царевич Гвидон) из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Это главная "перпетуумная" пьеса для оркестра, шедевр миниатюрной музыкальной живописи, написанный волшебником оркестра с огромным профессиональным опытом. В отличие от многих других подобных пьес, основанных исключительно на драйве стремительного движения, в «Шмеле» есть и образ, и характер, и даже идея.

Шмель Римского-Корсакова — это такой пчелиный Вильгельм Телль, благородный мститель за невинно обиженную мать. В его жужжании есть и воля к победе, и справедливая злость.

По сюжету оперы он летит к отцу царю Салтану и по очереди жалит всех трёх участниц заговора против его матери-царевны - Ткачиху, Повариху и сватью бабу Бабариху, кого в бровь, кого в глаз (в отличие от пушкинской сказки, в опере он успел отомстить всем трем обидчицам за один прилёт).

Оркестровый «Полет шмеля» начинается глиссандирующим (скользящим) пассажем взлета и заканчивается симметрично отраженной фигурой удачной посадки. А между ними — собственно полет с мельканием крылышек (много-много нот с диезами и бемолями). Здесь любой узнает и характерное шмелиное гудение, и траекторию стремительного полета с внезапными петлями, зависаниями и ускорениями.

После того, как Сергей Васильевич Рахманинов в 1920-х годах сделал виртуозную фортепианную транскрипцию «Полета шмеля» и исполнил её на бис бесчисленное количество раз в своих концертах по всему миру (а в 1929 году ещё и записал на пластинку), «Полет шмеля» стал мировым шлягером. Теперь его играют на скорость на всём, что звучит, от гитар до пластиковых бутылок.

Есть ещё маленькая скромная "Пчёлка" для скрипки Франсуа Шуберта (не Франца!), которая уже двести лет живёт в репертуаре юных скрипачей.

Эльфы и прялки

Ф.Дэнби. Сон в летнюю ночь.
Ф.Дэнби. Сон в летнюю ночь.

Маленькие проворные шекспировские эльфы с прозрачными крылышками, снующие между ветвей в лесных чащах, тоже стали объектом изображения в жанре "перпетумм мобиле". Эту идею подал Феликс Мендельсон в своей увертюре "Сон в летнюю ночь", а развил её значительно позже чешский композитор и виолончелист Давид Поппер. В 1881 году он написал музыкальную головоломку, основанную на "вечном" движении для виолончели под названием "Танец эльфов".

Французский виолончелист Готье Капюсон.

И конечно, прялки с их крутящимся колесом и характерным непрерывным стрёкотом. Они тоже прекрасно вписались в жанр "перпетуум мобиле".

Platt Powell Ryder. Женщина за прялкой.
Platt Powell Ryder. Женщина за прялкой.

Дети XXI века уже не представляют себе, что это за гаджет такой - прялка, и для чего он был нужен, но и по сей день они тренируют беглость пальцев (а также терпение всех членов своей семьи) на замысловатых и бесконечных этюдных пьесах под таким названием 👉Феликса Мендельсона, Натана Рубинштейна (однофамильца знаменитых братьев Рубинштейнов) и Александра Яньшинова.

Просто шутка

Иоганн Штраус-сын перевёл этот жанр в шутку на том бесспорном основании, что скорость - это весело. Он сочинил остроумный и духоподъёмный "Перпетуум мобиле" в жанре фривольного галопа. Каждый инструмент от флейты-пикколо до неожиданного там-тама играет свою эпизодическую комическую роль в этом оркестровом перфомансе.

Здесь нет непрерывной мелодической линии, характерной для "перпетуумных" пьес, зато есть заводной аккомпанемент в стиле "умца-умца" и сюрприз в конце: всё это не заканчивается (поскольку это "вечное" движение), а просто останавливается на полуслове жестом дирижёра.

Вилли Босковски и Венский филармонический оркестр.

Продолжение (о "перпетуум мобиле" в XX веке) - здесь 👇

Спасибо за комментарии и лайки!