Для реакторов ВВЭР ТВЭЛ разработал множество модификаций топлива с разной конструкцией и изотопным составом. В «Росэнергоатоме» тестируют три активные зоны, полностью укомплектованные усовершенствованными ТВС. Так, на третьем блоке Калининской АЭС идет опытная эксплуатация ТВСА‑12PLUS. Они отличаются увеличенной ураноемкостью, оптимизированным каркасом и улучшенными теплогидравлическими характеристиками. На Ростовской АЭС тестируют ТВС‑2М с антидебризным фильтром второго поколения. Очень полезное приспособление. Как отметил главный технолог «Росэнергоатома» Дмитрий Ануфриев, раньше главной причиной разгерметизации твэлов были посторонние предметы в первом контуре реактора, их-то и ловит антидебризный фильтр. Второе поколение от первого отличает конструкция: теперь это не решетка с отверстиями, а множество пластинчатых элементов. На четвертом блоке Кольской АЭС завершилась опытная эксплуатация РК‑3. Это бесчехловые кассеты с улучшенным водо-урановым отношением, меньшей металлоемкостью и более простой конструкцией.
Зачем нужны новые конструкции топливных сборок? Для улучшения экономических показателей и безопасности. Мощность, выработка и продолжительность топливного цикла растут — значит, растет выручка.
Прежде чем перевести станцию на мощность свыше 100 %, надо доказать, что эксплуатация топлива в новых условиях будет безопасна. Все российские ВВЭР‑1000 уже работают на 104 % и с полуторагодовым топливным циклом. То же ждет ВВЭР‑1200: первый блок Нововоронежской АЭС‑2 перевели, еще три блока, на Нововоронежской и Ленинградской АЭС‑2, перейдут не позже 2026 года.
Полный материал читайте в отраслевой газете «Страна Росатом».