Найти тему
Пикабу

Как Яндекс из курьеров рабов делает

Три года моего отчасти вынужденного сотрудничества с «Яндексом» в качестве курьера заставили, в первую очередь, убедиться в том, что в цивилизованном обществе такая компания просто не смогла бы существовать, а возглавившие её люди давно бы, как минимум, любовались небом в клеточку. Ни о какой чести и порядочности здесь говорить никогда не приходилось, не приходится и, видимо, уже не придётся.

Во-вторых, конечно, сей печальный опыт заставляет самому себе ответить на вопрос, а нужно ли продолжать это сотрудничество? Ответ-то однозначный – нет, тем более в городе нашлась альтернатива с более гуманным отношением к людям. Но прервать сии рабочие отношения полностью мне мешает незамутнённое любопытство: что ещё придумает «Яндекс» в стремлении к максимальной наживе, до чего додумается в агонии отчаянной алчности и беспринципности создателей и руководителей сервиса.

Понимаю, что и пост на эту тему уже не первый и, казалось бы, дно уже «Яндексом» пробито сотни, если не тысячи раз, но – вот удивительно – со дна с завидной регулярностью продолжает раздаваться стук.

Но это всё лирика. Хочу познакомить вас с тем, что в очередной раз придумал наш гегемон, который – не исключаю – стремится к тому, чтобы в среднесрочной перспективе заставить курьеров и водителей работать на себя бесплатно.

Причём в самом «Яндексе», в привычной и лживой манере нововведение анонсируют, как заботу о занятости и доходе курьеров, а по факту вынуждают курьеров доставлять вдвое больше заказов за урезанную в два раза оплату.

Итак, в общем случае задача курьера доставить заказ (посылку, еду, пассажира) из точки А в точку Б, получить оплату выполненного заказа и далее по кругу.

Много нареканий всегда вызывали так называемые мульти-заказы. Чаще всего это выглядело, когда в точке А курьер забирает уже не один, а два заказа, и развозит по точкам Б и В. Оплачивалось за это ни как за 2, а как за 1, 5 заказа (несколько упрощаю, чтобы не перегружать пост деталями и обывателю было понятнее).

Курьеры требовали мульти-заказы отменить или назначать только если согласен сам курьер, а если он отказывается от второго заказа – никаких санкций не применять. И эта ситуация была неудобна скорее даже не доставщикам, а клиентам. Часто, пока курьер ждал второй заказ из этого объединённого мульти-заказа, первый уже как минимум остывал. Иногда оба заказа просто не помещались в курьерскую сумку. Но, естественно, в «Яндексе» привычно курьерам на встречу идти и не думали.

А теперь в «Яндексе» и вовсе придумали ход конём – в один заказ эти инноваторы объединяют два абсолютно разных заказа.

То есть один заказ курьер получает в точке А и отвозит в точку Б, после чего получает второй заказ в точке В и отвозит в точку Г. Либо, как вариант, получает первый заказ в точке А, второй заказ в точке Б, затем отвозит первый в точку В и второй в точку Г. Причём ни одна из этих точек не находится рядом с другой. Но самый смак, что оплачивается это путешествие как – та-дам! – один заказ.

Вы всё ещё хотите знать, почему курьер привозит холодную шаурму? Потому что сначала он приехал за ней с другого конца города, в это время ему назначили второй заказ за несколько километров от первого, но съездил за ним, затем – как повезёт – либо он привезёт шаурму и поедет отдавать второй заказ, а, возможно, сначала отдаст второй заказ и только потом вы дождётесь свою уже непригодную для употребления шаурму. Здорово, правда? Тут прямо прослеживается забота и о курьерах, и о клиентах.

Нужно ли говорить, что теперь 90% заказ в курьерском приложении – эти самые объединённые заказы?

Теперь в цифрах. Если раньше, доставив за день 10-15 обычных заказов, курьер мог заработать 1500-2000 рублей, то теперь за те же 16 заказов (правда, поскольку они объединённые, сервис их засчитывает как 8) курьер получает в лучшем случае 800-1000 рублей.

Конечно, понимая, что всё это, как всегда, бесполезно, я обратился в поддержку «Яндекса», выразив недовольство данной ситуацией. Посмотрите, как красиво мне преподнесли эту ситуацию – прямо плакать хочется от такой заботы. Слёзы градом, сопли ручьём, слюни пузырями. Так трогательно, прям дышать не могу.

Нет, конечно, я не живу в мире розовых пони и понимаю, что задача любого бизнеса – прежде всего, прибыль. Но любой бизнес можно вести цивилизованно, а в России, к сожалению, можно делать так, как «Яндекс».

Вопросов к руководству сервисов «Яндекс» у меня уже нет – ведь чтобы спрашивать у людей о совести, честности и порядочности, они должны как минимум знать, что это такое. Убедиться в этом, к сожалению, возможности не было, а вот в обратном – неоднократно.

Но руководителям сервисов, топ-менеджерам, техническим специалистам, финансовым директорам и маркетологам, как человек, имеющий основную педагогическую профессию, хочу пожелать одного. Нет, не смерти (хотя иногда и возникает ощущение, что всё нечестным путём награбленное у занятых тяжёлым трудом курьеров они собираются унести с собой в могилу).

Господин Худавердян! Господин Шулейко! Господин Аникин! Господин Сендеров и иже с ними. Вся гоп-компания, в общем. Я искренне желаю, чтобы учителя и врачи относились к вашим детям так, как вы относитесь к курерам и водителям. И желаю, чтобы ваши дети тоже относились к вам так, как в сервисе принято относиться к доставщикам – нагло, цинично, равнодушно, преступно.

Все эти люди моложе меня. Они зарабатывают миллиарды, я преподаю в школе и в свободное время занимаюсь доставками. Но, запомните, ребята – никакие миллиарды не спасут вас от ответственности. И лучше поздно, чем никогда. Повернитесь уже лицом к людям, благодаря труду которых вы имеете возможность зарабатывать миллиарды и попивать коктейльчики на Багамах, пока курьеры в -30 пробираются по сугробам к клиентам, чтобы заработать жалкую тысячу в день, от которой вы, как ненасытные животные, с завидным постоянством пытаетесь оторвать ещё кусок.

Бессовестные вы люди.

P. S.: Посмотрите на фото, один из руководителей сервисов доставки "Яндекс" Даниил Шулейко. На первом фото - обычный и приятный парень, на втором - уже во взгляде читается надменность и презрение к людям. Что же делает из нормальных парней циничных людей, неужели только большие деньги?

Читайте также.