Ригведы – нельзя назвать религиозным или философским учением – это этнографический сборник гимнов, разных племен, среди них: Канвы, Готама, Нахуши, Рахуганы, Риджрашва, Вришагиры, Шимью, Паджры, Прикшаямы, Шрутаратхи, Прияратхи, Румы, Рушамы, Шьяваки, Крипы и пр.
Их цивилизация сильно зависила от дождей. В текстах упоминаются пустыни (Гимны 1.38.7; 4.17.2; 4.19.7). Они жили рядом с морем и высокими горами, где есть снег. В их стране были судоходные реки. Они занимались не только скотоводством, но и земледелием[1]
Сарасвати – ключ к пониманию Ригвед.
В Ригведе Сарасвати посвящены три гимна как богине великой реки. Считается, что река высохла после того, как два из её притоков, Сатлудж и Ямуна, изменили своё русло. П. Х. Франкфорт, используя изображения, полученные с французского спутника SPOT обнаружил, что огромная река Сарасвати существовала в дохараппский период и начала высыхать в середине IV тысячелетия до н. э. возможно из-за смещения пластов и огромного наводнения. Процесс завершился около 1750 года до н. э..
Процесс смены русел двумя очень полноводными реками сопровождался катастрофическим наводнением, а после прорыва воды – не менее катастрофическим водными потоками. Этот процесс отражен в хрониках, как миф о борьбе бога ИндРа со змеем ВритРа, который не давал течь водам. Бог ИндРа мог возникнуть из названия реки Инд, которая стала богата водой, благодаря изменению русла одного из притоков Сарасвати. Победоносность сделала ИндРу фактически богом войны.
Война богов.
В Ригведах нет единого взгляда на происхождение и иерархию богов. Можно выделить три пары высших богов: Савитар-Бхага или Яма, Митра-Варуна и Ушас – Ночь. Разные группы верующих строили свою иерархию и вписывали в неё конкурирующих богов, помещая их на подчиненные позиции. Такая технология культурного поглощения хорошо описана в труде Е.Н. Успенской «Антропология индийской касты».
Для примера рассмотрим два гимна посвященные Адитьи. В первом, говорится, что Адити включает в себя все, в том числе и богов. Во втором говорится, что Адитьи охраняют мир Асуров.
1.89. 10. Адити - небо, Адити - воздушное пространство,
Адити - мать, она - отец, она - сын.
Все-Боги - Адити, Адити - пять родов (людей),
Адити - то, что рождено, Адити - то, что должно родиться.
2.27. 4. Адитьи поддерживают (все) движущееся (и) неподвижное.
(Они -) боги, пастухи всего мироздания,
С далеко простирающейся мыслью, охраняющие мир асуров,
Соблюдающие (вселенский) закон, наказывающие за вину.
Такие примеры создают путаницу. Однако, абстрагируясь от имен, можно выделить основные конструкции мировосприятия и религиозных верований.
Мировоззренческие конструкции Ригвед
Ашвины – это движущие силы двух половин вселенной. Дословный перевод «обладатели лошадей». В совей повозке они возят самых разных богов. Их также называют «насатья», что означает двое неразлучных, потому что они никогда не расстаются.
В Ригведах упоминается три пары богов, которых можно назвать ашвинами. Это Митра-Варуна, Савитар-Бхага. Иногда вместо Бхаги выступает бог Яама. Кроме этого есть гимны, в которых воспевается женская пара Ушас-Ночь.
1.35. 6. (Есть) три неба. Два (из них) - лоно Савитара.
Одно, с мужами-победителями, - в мире Ямы.
Все бессмертное покоится на нем, как колесо - на чеке.
Кто это постиг, пусть здесь провозгласит!
Итак, Савитар - тот кто дает жизнь, а Яма, тот который приносит покой. Если использовать перевод, согласно которому Асу – это «жизненная сила» (Источник), то все боги, дающие жизненную силу – Асуры.
Однако Ашвины – боги провяленной вселенной, которую в Ригведах называют Адити.
1.89. 10. Адити - небо, Адити - воздушное пространство,
Адити - мать, она - отец, она - сын.
Все-Боги - Адити, Адити - пять родов (людей),
Адити - то, что рождено, Адити - то, что должно родиться.
Процесс проявления вселенной связан с богиней Ушас. Есть мнение, что её имя произносили на распев У-у-у-шас. Это богиня первого луча. С него все начинается. До сих пор сибирские шаманы заряжают свои бубны первым лучом солнца.
4.1. 17. Исчез беспорядочный мрак, засверкало небо,
Возник божественный луч Ушас,
Поднялся Сурья на высокие равнины,
Видящий, что прямо среди людей и что криво.
10.55. 4 О Ушас, что ты зажглась первой из светил,
Чем породила процветание процветания,
Что твое родство с сестрой низкое по сравнению с (тобой,) высокой, -
Это единственная великая асурская сила у великой (Ушас).
7.76. 1 Ввысь направил бессмертный свет, существующий для всех,
Бог Савитар, принадлежащий всем мужам.
По (ее) замыслу родился глаз богов:
Ушас сделала явным весь мир.
Ушас именуется матерью Ангирасов.
4.2. 15. Тогда пусть родимся мы от матери Ушас
(Как) семеро вдохновенных, (как) первые устроители (обряда) среди людей!
Пусть станем мы сыновьями неба Ангирасами,
Пусть расколем мы, пылающие, скалу, полную сокровищ!
Многие из племен, указанных в Ригведах стараются указать на свое родство с Ангирасами. Однако если мы соединим Ангирасов с Ашвинами, то увидим девять Наваграх, где Ангирасы будут выступать астрологическими планетами, а Ашвины – восходящий и нисходящие узлы (Голова и хвост Дракона).
В гимнах посвященных Адити мы также находим астрологический след, но в нем нет имен «Ангирасов».
10.72. 8 Восьмеро сыновей у Адити,
Которые рождены из (ее) тела.
С семерыми она присоединилась к богам,
Мартанду отбросила прочь.
Адити включает в себя все, в том числе и Ушас, от которой родились семь Ангирасов, и двух Ашвинов. Поэтому в Гимнах, посвященных Ушас и Адити, нет противоречий. Все асуры, дающие жизненную энергию, тоже боги в теле Адити.
В Ригведах часто фигурирует имя Сурьи – Солнца. Однако, возможно, его также называли Ману. В Ригведах он подается как ушедший Бог.
(Индра:)
4.26. 1. «Я был Ману и Сурьей.
Я - вдохновенный риши Какшивант.
Я покорил Кутсу, сына Арджуны.
Я- Кави Ушанас (Венера). Взгляните на меня!»
2.5. 2. У кого семь поводьев
Натянуты, как у ведущего жертвоприношение -
Словно Ману (держит он) восьмой, божественный (повод) -
Как потар он все это приводит в действие.
В гимнах описывается некое соревнование, между Сурьей и неким богом Эташ. Это соревнование Сурья проиграл. Возможно, тексты описали астрономическое явление – полет кометы или падение метеорита.
В Гимнах, посвященных Ашвинам и Ушас, мы встречаемся с триадой. Из текста следует, что сутки были разделены на 6 частей.
1.34. 2. Три обода у колесницы (вашей), везущей мед.
Все ведь знают о (вашей) страсти к соме,
Три опоры укреплены, чтобы (все) удерживать.
Трижды ночью вы выезжаете, о Ашвины, и трижды днем.
7.33. 7 Трое создают в мирах семя.
Три арийских народа светоносны.
Три жара следуют за Ушас.
Их всех знают Васиштхи.
Большое внимание в гимнах уделяется вопросу доставки жертв и молитв их адресатам – богам. Универсальным вестником или Хотаром, доставляющим жертвы и молитвы адресатам выступает огонь или Агни. Однако есть еще богиня Хотра, которая призывает (приводит) богов. Её приглашают для помощи при совершении обряда. Также есть люди, которых, возможно, принесли в жертву с их согласия или по их воле. Они стали посланцами своего племени – новыми богами.
Брихаспати:
10.13. 4 Ради богов он выбрал себе смерть -
Ради потомства он не выбрал себе бессмертия.
Риша Брихаспати они сделали себе жертвой.
Яма продолжил (свое) милое тело.
1.190.8. Так великого, могучего рода, могущественного
Быка Брихаспати сделали богом.
Прославленный нами, пусть он дает (богатство,) состоящее
из героев, состоящее из коров!
Мы хотим найти щедрую общину, легко дарящую
10.98. 1 О Брихаспати, вернись для меня в божественной форме:
Будешь ли ты Митрой или Варуной, (или) Пушаном,
Или (будешь) с Адитьями, окруженный Марутами,
Сделай, чтобы Парджанья пролил дождь для Шантану!
Родаси:
1.167. 4. Блистательные неутомимые Маруты (уйдя прочь) вместе с юной,
Соединялись (с ней) как с общей (женой).
Они, грозные, не оттолкнули Родаси.
Богам понравилось усиление - для дружбы.
Агни выполнял функции не только Хотара, но также Джатаведаса.
3.5. 4. Митрой становится Агни, когда зажжен,
Митрой - (когда) хотар, Варуной - (когда) Джатаведас,
Митрой- (когда) бодрый адхварью, домашний (бог),
Митрой - в связи с реками и горами.
10.16.2 Приготовишь когда его, Джатаведас,
То передай его отцам!
Когда отправится он в этот путь, уводящий от жизни,
То станет он подвластен богам.
Лучшим угощением для богов считалась Сома. Это сок растения, процеженный и сваренный. Многие гимны адресуются Соме как богу, но есть варианты, когда сок Сомы называется Паваманой, а богиня, дающая его – Дхишана.
В Ригведах описываются боги, не связанные с природными явлениями. Например, Гандхарвы – хранители имен, Тваштар – создатель формы, Арьяман – дружественность, Бхригу – небесные певцы, Вишну – страж порядка. Это, кстати, объясняет, почему только у Вишну есть земные воплощения – аватары. Вивасват – господин речи, Вач – богиня священной речи.
Сонм природных богов или духов, возглавляют Маруты – это духи, которые одеваются в облака. Они проливают дожди и сеют туман. Отцом Марутов называют Рудру, матерью – Пришни.
Каждая река имеет своего духа: Сарасвати, Бхарати, Синдха и др..
5.53.8 Приезжайте, о Маруты, с неба,
Из воздушного пространства, а также из дому!
Не задерживайтесь в далеких краях!
5.53.9 Да не (удержит) вас Раса, Анитабха, Кубха, Круму!
Да не удержит вас Синдху!
Да не преградит вам путь Сараю, дарящая богатство!
У нас да будет милость ваша!
Урваши – мать стада, Шуна и Сира – боги поля, Парджанья – создает Зародыш у растений. Ваю и Вата – ветер. Употребляется совместно – видимо разный ветер.
В Ригведах нет гимнов, посвященных Земле, её не воспринимают как бога:
8. Ты, о Агни, прославленный, сделай нашего -
Певца уважаемым и чтобы он добыл богатства!
Пусть добьемся мы процветания обряда новым трудом!
О Небо и Земля, помогайте нам вместе с богами!
Также нет гимнов, посвященных духам (богам) гор и моря. Но есть боги, связанные с Агни. Это Аю. В гимне 5.7.6. говорится, что бог Агни – настоящая Родина для Аю. «Ты у нас, о Агни, среди Аю, Ты среди богов, о древний (Гимн. 8.39.10). Столб Аю «стоит в гнезде Высшего, в конце дорог…» (Гимн 10.5.6). В текстах Аю также упоминаются в числе богов, которые начали использовать Агни для жертвоприношений.
Есть в Ригведах группа богов, миссия которых не ясна. Например, Васу – переводится, как «добрый». Этот эпитет часто используется при восхвалении разных богов. Но можно встретить гимны, в которых Адити называют дочерью Васу. И даже в подчиненном положении улавливаются оттенки большого почитания Васу.
7.38. 3 Как только (его) восхвалили, пусть возникнет поблизости бог Савитар,
Которого даже все Васу воспевают!
Достойному поклонения пусть понравятся наши хвалы!
Пусть защитит он всеми защитниками (наших) покровителей!
К группе богов с неопределенной миссией можно также отнести Апам Напад – «Сын вод», Танунапат – «Порыв ветра», Рибху - новый Индра. Ахтарван – не прижившийся высший бог. Субандху – дух бога Ямы.
Многие гимны Ригвед рассказывают о захватнической политике арийских племен:
4.18.3 Ты же только что приручил дасью,
Один покорил племена для ария.
Есть ли сейчас у тебя это мужество, Индра,
Или нет - провозгласи это совершенно ясно!
7.5. 6 В тебя Васу заложили асурскую силу -
Ведь они ценят твою силу духа, о великий, как Митра.
Ты выгнал, о Агни, дасью с (их) родины,
Создавая широкий свет для ария.
Демоны Ригвед, возможно также когда-то были богами. Процесс очернения, демонизации противников и побежденных богов стар как мир. Имена демонов Ригвед сильно напоминают имена богов: ПипРа, ВритРа, ШамбаРа.
Например, Шамбару называют дасой, как и всех противников арийских племен. Из текста можно понять, что Шамбара находилась в горах, там были крепости. Их разрушил Диводаса, который, потом раздал богатства. Похоже, что это вполне реальное историческое событие.
6.47.22 Сам Прастока сейчас из твоего почетного дара, о Индра,
Подарил десять кузовов, десять коней-победителей.
От Диводасы, (сына) Атитхигвы мы получили
Как почетный дар добро Шамбары.
6.47.23 Десять коней, десять кузовов,
Десять одежд и угощения,
Десять слитков золота
Я принял от Диводасы.
6.47.24 Десять колесниц с пристяжными конями,
Сотню коров Атхарванам
(И) Паю подарил Ашватха.
6.47.25 Сын Сринджайи уважил Бхарадваджей,
Получивших великий почетный дар, предназначенный для всех людей.
Ригведы – этнографическое произведение, в котором отражены исторические события и противоборство религиозных традиций. В текстах есть гимны, которые описывают космические законы и те, что обожествляют (одухотворяют) природу. В ведической культуре лежат истоки буддизма, ведь Готама - один из родов, который неоднократно упоминается в тексте Ригвед.
[1]Гимны где упоминается снег: (1.116.8; 8.32.26). судоходные реки (гимны 1.32.11; 1.80.8; 1.121.13). Море и путешествие по морю (гимны 1.19.7; 1.48.3, 1.116.5…). Горы (гимны 1.155.1; 1.166.5….), лес (гимны 1.94.10; 2.37.3; 3.51. 5…), пашня (гимны 1.127.6; 2.21.1, 6.21.1). Выращивали ячмень (гимны 2.5.6.; 3.43.4…). Ценили дождь (гимны 1.164.52; 2.5.6, 2.6.5, 4.19.7… ). Использовали коней, знали, что такое колесница (гимны 1.84. 6, 2.18.3…).