В СГУ начал работать многофункциональный рентгеновский дифрактометр – флагманская модель российских разработчиков.
«Невероятный помощник» –такое определение уже выдали аналитическому прибору учёные Саратовского университета. Приобретение этой платформы стало возможным благодаря программе обновления приборной базы СГУ.
Так как в основу программы была положена идея востребованности обновляемого и закупаемого оборудования, выяснилось, что многие научные коллективы СГУ заинтересованы именно в этом приборе. Заказчиками выступили химии, физики, биологи и геологи. Особенно те из них, кто занимается разработкой, совершенствованием и исследованием новых материалов, включая нано- и биоматериалы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРОНА
Как поясняют специалисты процесс разработки материалов состоит из нескольких стадий: он включает не только получение самого материала, но и воздействие на него добавками и другими способами, которыми можно управлять. То есть испытываются все его свойства, для чего, собственно, он и разрабатывался. Но есть проблема-те реальные шаги, которые совершает исследователь в работе над новым материалом, характеризуются некой субъективностью. Во многом они зависят от того, кто именно проводил исследование и на каком оборудовании. Случается, что объективно воспроизвести заданные характеристики оказывается сложным для других специалистов, которые, может быть, захотели удостовериться в полученных результатах. Когда научные работники готовят публикации о функциональных свойствах материалов, ренты обязательно задают вопрос, а где ХRD? Это одна из необходимых составляющих объективной информации, с помощью которой научная общественность может воспроизвести данный эксперимент Как утверждает доцент кафедры физической химии СГУ Арсений Владимирович Ушаков, специалисты нашего университета в этом смысле действуют грамотно и профессионально: помимо того, что измеряют функциональные свойства материала, они также проверяют все факторы, которые могут на нихоять. А для того используют всю университетскую приборную базу. Например, делают просмотр по сканирующей электронной микроскопии. Проводят сопоставление с химическим составом. Гранулометрический состав – тоже важный показатель физических свойств и структуры материала.
Однако, как замечает учёный, есть и другие важные критерии – например, фазовый состав. Дело в том, что вещество с одним и тем же химическим составом может существовать в разных формах. Популярный пример, когда олово может быть серым и белым. Одна из этих модификаций представляет монолитный металл, а другая – крошится. Во время первых экспедиций на Северный полюс, когда оловянные бочки попадали на мороз, олово перешло из белого в серое и стало разрушаться (это явление даже получило название – «оловянная чума»). Подобные полиморфные модификации наблюдаются и у других материалов. Например, углерод – это графит и алмаз. Получается, что свойства материала связаны не только с химическим, но и с его фазовым составом. Так вот новый прибор как раз и позволяет определить главное – фазу. Это одна из возможных целей применения ДРОН-8Т.
Не менее количественный фазовый состав материала, определяющий, в каком соотношении эти фазы находятся. Это невозможно увидеть используя сканирующую электронную микроскопию и гранулометрический анализатор – частицы имеют слишком сложное строение. Но отследить как соотносятся фазы в объёме большой частицы, вполне возможно с помощью новой установки. От взаимного расположения атомов, фазового состава, которые как раз и устанавливает прибор, какие свойства будет проявлять новый материал. В этом смысле дифрактометр – невероятный помощник в процессе разработок новых материалов.
ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Область применения нового дифрактометра очень широкая –неслучайно он называется «многофункциональный». Прежде всего, это фундаментальные и прикладные научные исследования по направлениям: физикардотела, кристаллография, электроника, химия, нанотехнологии, минералогия, молекулярная биология и медицина.
Если разработкой новых материалов занимаются в основном химики и физики (уже четыре научные группы химиков и две группы физиков воспользовались возможностями нового дифрактометра), то геологи хотят знать состав природного образца минералов. Для химиков актуально также установление состава готового образца, не обязательно разрабатываемого, а просто подлежащего анализу в силу разных причин. Совсем недавно мы столкнулись с дефицитом отбеленной бумаги, чему в свою очередь способствовал дефицит специального вещества для отбеливания, которое закупалось за рубежом. Катализаторы, задействованные на химических предприятиях, влияющие на скорость производства и качество готовой продукции, также часто закупались за рубежом из-за дороговизны их производства. Предприниматели приходят к пониманию, что выгоднее вложиться в российскую разработку, чем длительное время приобретать продукт у иностранных компаний.
Как рассказывает Арсений Владимирович, университет уже заметил интерес со стороны производственных партнеров. В частности, на дифрактометре ДРОН-ST по заказу «Саратоворгсинтеза анализировались разные образцы продукта.
Очень важный факт: создатель этого прибора - российский производитель АО «ИЦ "Буревестник"», который уже более полувека работает на рынке аналитической техники по всему миру. По условиям контракта по нашим запросам подбиралась комплектация данного оборудования. Специалисты адаптировали для СГУ самые лучшие приставки. Эксплуатация прибора потребовала организации новой локации, ремонта помещения, что стало возможным благодаря стратегическим проектам программы «Приоритет 2030».
По материалам газеты «Саратовский университет»
♦♦♦ Новости СГУ читайте в нашем телеграм-канале
Жизнь СГУ во всём её многообразии – в паблике ВКонтакте
Свежие видео – на Rutube-канале