Перед прочтением обязательно ознакомьтесь с:
Николаевский дворец. Часть 2. Парадная лестница и домовая церковь.
Анфиладу парадных залов второго этажа открывала Белая гостиная. Она оформлена в стилистике необарокко, который очень любил А.И. Штакеншнейдер. В зале присутствует огромное количество лепнины.
К гостиной примыкает терраса. На нее должны были выходить три двери. Великий Князь мечтал, что его супруга, как и его матушка будет находиться на террасе и наблюдать за тем, как он командует своим конногвардейским полком.
Зал украшают барельефы с различными мотивами. На одном изображено скотоводство. Великий Князь был основателем в России обществ научного овцеводства, научного куроводства и служебного собаководства. На соседнем барельефе изображены путти, которые занимаются полевыми работами. Другие барельефы олицетворяют музицирующих путти и путти, которые занимаются архитектурой и художественными ремеслами.
Розовая гостиная
В центре западного фасада находилась Розовая гостиная, которая при Александре Петровне использовалась для проведения встреч и музыкальных вечеров. “Выбелили” ее в последнее десятилетие 19 века, когда семья Николая Николаевича продала дворец казне для размещения женского института Ксении Александровны.
При Великой Княгине на потолке этого зала был большой живописный плафон “Суд Париса”. К сожалению, плафон исчез еще в 19 веке. Но сохранились кариатиды: одна держит цветы, а другая музыкальный инструмент.
Пол Розовой гостиной застилал цветной ковер. Стены были выкрашены в розовый и их украшала золоченая лепнина.
Танцевальный/Бальный зал
Бальный зал в Николаевском дворце был очень грамотно продуман. Танцующим парам не мешал ни оркестр, ни гости, которые не принимали участие в танцах. Оркестр в зале был размещен на втором этаже в специальных ложах.
Части зала были разделены колоннами, которые при Великом Князе были позолочены. Зал поражал формой освещения. Здесь вся западная стена была покрыта окнами, а в восточной стене было три окна, которые впоследствии заложили. Так за нынешней сценой от убранства восточной стены остался только камин.
Николай Николаевич очень любил балы и в зимние месяцы случалось такое, что из 30 дней он уделял балам 20. Он был лучшим специалистом по бальной культуре Петербурга и понимал, что не только молодежи нужно танцевать в центре зала, но и нужно оставить место для матушек, тетушек, родителей, которые должны удобно сидеть за колоннами, наблюдая за своими чадами. Так все те, кто не танцевал, располагались в пространстве за колоннами.
Кабинеты Великого Князя
У Николая Николаевича было три приемных, одна из которых была приемной при парадном кабинете. Также у него была знаменная и штандартная, где стояли знамена подведомственных ему военных частей. И модельная, которая служила военным музеем и куда потом была поднята часть библиотеки.
В комнаты Великого Князя и Александры Петровны можно было попасть через “Собственный подъезд”, который выходил на Галерную улицу.
Кабинет Николая Николаевича сейчас является залом заседаний профсоюзных организаций. Частично интерьеры кабинета были сохранены. Когда-то все комнаты Великого Князя были увешаны изображениями батальных сцен и лошадей.
Банкетный зал
К Банкетному залу ведет Большая галерея - коридор, который предназначался для демонстрации парадного портрета и соединял парадные залы и комнаты владельцев.
В современных источниках Банкетный зал описывается, как двухсветный. Те, кто писал такую информацию в 20-ом веке, просто следовали проектам А.И.Штакеншнейдера, который построил двусветный самый большой по площади зал во дворце. Но его перекрыли в 1890-ых годах, когда не хватило учебных помещений для Ксенинского института.
На барельефах в зале изображены различные античные боги и сцены пиров, где они вкушают яства. Филенки дверей были покрыты резьбой с изображением дичи, рыбы, плодов и различных огородных растений.
Зеленая столовая
К салону Александры Петровны примыкала семейная столовая, которая украшена лепниной со сценами охоты. Это помещение было оформлено также в барочном стиле.
Китайская гостиная
Интерьеры Китайской гостиной не имеют восточной тематики. Здесь хранились предметы китайского фарфора и различные восточные статуэтки, которые коллекционировала Великая Княгиня Александра Петровна.
Дворец был оснащен по последнему слову техники. В нем был и водопровод, и канализация, и телеграфная связь, была продумана система вентиляции, чтобы обеспечивать воздухообмен.
Во дворце даже был гидравлический лифт. Кабина лифта из красного дерева была установлена на чугунной лестнице, которая сообщалась с личными комнатами Великокняжеской семьи. Однако, с этим лифтом связана трагическая история. 22 ноября 1868 года княгиня Татьяна Потемкина села в лифт, но случилась авария и он упал с верхнего этажа. Кабина пробила мраморный пол и развалилась. Княгиню с трудом вытащили из-под обломков и два месяца она прожила во дворце из-за многочисленных переломов. Спустя полгода после аварии она скончалась.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Николаевский дворец. Часть 4. Квартиры сыновей Николая Николаевича и территория дворца
Николаевский дворец. Ксенинский институт и Дворец Труда.
И обязательно ознакомьтесь:
Усадьба Жерновка, она же дача Безобразовых. Заброшенные усадьбы Петербурга.